Историко-природный комплекс "Пороги" — памятник индустриального наследия. Это первый в России ферросплавный завод с гидроэлектростанцией, которая работает до сих пор.

Как управлять картой с помощью мыши?
-Чтобы перемещать карту, нажмите на левую кнопку мыши и, не отпуская, двигайте в нужном направлении.
-Увеличить и уменьшить карту можно при помощи колеса мыши, дважды щелкнуть левой кнопкой мыши в определенную область карты или перемещением бегунка в '—'/'+'.

Прошлое

Промышленная колонизация Южного Урала пришлась на XVIII век. Империя Демидовых, Строгановых и других промышленников раскинулась по всей зоне предгорий и гор. В конце XIX века через Уральские горы пролегает нитка трансконтинентальной железнодорожной магистрали - уникальнейшего инженерного сооружения, проложенного на этом отрезке без единого тоннеля. Участок Златоуст— Обь (Новосибирск) — вечный памятник инженеру "всех времен и народов" Гарину- Михайловскому. Территория нынешнего Саткинского района не осталась в стороне.

В это время в Сатке работает столь же великий российский инженер - Александр Филиппович Шуппе, управляющим металлургическим заводом. В 1905 году Александр Филиппович Шуппе производит рекогносцировку в нижнем течении р. Б.Сатка — здесь он планирует строительство первого в России электрометаллургического завода. Такое место А. Ф. Шуппе находит в 35 верстах от Саткинского завода, в 18 верстах от ж.д.станции Бердяуш и в 5 верстах выше впадения р. Б. Сатка в р.Ай. , зажатой между двумя хребтами Уары и Чулковский было выбрано место под строительство. Тут же рядом на Чулковском хребте предполагалось добывать кварцит — исходное сырье для получения ферросилиция.

Начиная с 1906 года, ведется проектирование гидроузла и заводского комплекса. Эту работу выполнил ученый-гидродинамик, профессор Б. Бахметьев. В архиве завода и до настоящего времени сохранились некоторые чертежи, подписанные его рукой.

6 мая 1908 года образуется фирма "Уральское электрометаллургическое товарищество графа А. А. Мордвинова, графини Е.А. Мордвиновой, барона Ф. Т. Роппа и А. Ф. Шуппе". На средства этого товарищества и началось строительство завода в урочище Пороги на р. Б. Сатка.

1 июля 1910 года завод "Пороги" (названный так в память о каменных порогах, затопленных прудом) был пущен в эксплуатацию. 12 июля 1910 года заводские печи выдали свою первую опытную плавку ферросилиция, а 24 августа этого же года была выпущена опытная плавка феррохрома весом 954 кг Таким образом, Порожская ГЭС является старейшей действующей промышленной ГЭС в границах России.

Настоящее

В 1993 году комплекс "Пороги" вошел в число основных претендентов на включение в Мировой список памятников индустриального наследия ЮНЕСКО, постановлением Челябинской областной Думы № 378 от 15 февраля 1996 года комплекса "Пороги" объявлен памятником истории и культуры областного значения». В настоящее время в поселке Пороги насчитывается два десятка местных жителей. Электроэнергией поселок, так же как и его "соседка" деревня Постройки, снабжается по-прежнему, от Порожской ГЭС. В Порогах функционирует туристский приют, который вмещает 50 человек, и отель "Пороги" *.

Уникальность комплекса "Пороги"

1. Гидроэлектростанция в составе комплекса - старейшая действующая ГЭС России.

2. Плотина этой ГЭС — по-видимому, единственная не только в отечественной, но и в мировой практике, по конструктивному решению. Плотина ГЭС "Пороги" выполнена путем кладки на растворе грубоотесанных камней прямоугольной формы с правильной перевязкой швов, причем поперечное сечение плотины повторяет характерный профиль водосливной части бетонных гравитационных плотин: верховая грань, близкая к вертикальной, низовая, выпуклая в верхней части и вогнутая в нижней.

3. Уникальность оборудования машинного зала ГЭС (турбин) :
— все турбины уникальны, как изготовленные по индивидуальному заказу;
— турбины изготовлены ведущими фирмами Европы, которые непосредственно стояли у истоков гидроэнергетики;
— турбины являются действующими до сих пор, претерпев минимальные реконструкции, что уникально в мире вообще. Сам набор оборудования производства разных фирм является незаурядной музейной коллекцией истории техники начала ХХ века.

4. Технологический процесс производства ферросплавов в электродуговых печах с использованием кремния, как восстановителя, является самым прогрессивным в мире на тот период. Кроме того, завод в Порогах является первым в России производством по выплавке ферросплавов.

Проблемы

Ухудшение эксплуатационных качеств и технического состояния:
- гидротехнических сооружений (заиление водохранилища; ухудшение состояния плотины - деформация быков, появление трещин в теле плотины, появление протечек.
- оборудования машинного зала ГЭС .

В связи с вышеуказанным возникает главная проблема - проблема сохранения комплекса, как уникального памятника истории техники; проблема свертывания производства, как экономически невыгодного, и, как результат, проблема разрушения комплекса: зданий, сооружений и промышленного оборудования.

Исходя из вышеизложенного, следует:
Сохранение и возрождение природно-исторической среды комплекса " Пороги" в традициях российской инженерии, включение в культурный (научный, производственный, туристский) оборот региона, страны, мира.
Рабочими задачами будут:
1. Сохранение памятника индустриальной культуры — комплекса "Пороги".
2. Возрождение самобытности башкирских, старообрядческих, промышленных поселений Южного Урала в рамках этнографической деревни.
3. Сохранение и возрождение природных ландшафтов.
4. Организация музейно-исторического комплекса и его научно-технической инфраструктуры.
5. Организация производственной, туристско-экскурсионной инфраструктуры и деятельности.

Природный  комплекс Пороги

Плотина. Автор профессор Борис Бахметьев

Плотина. Автор профессор Борис Бахметьев

Машинный зал

Машинный зал

Регулятор скорости

Регулятор скорости







Регулятор скорости

Малая турбина из Германии





Лебедка из Англии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

 

Email: bashturist(@)mail.ru | Site: www.bashturist.ru

Яндекс.Метрика