А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |
КАРАБИН
разъемное соединит. металлич. звено овальной, треугольной, трапецеидальной и др. формы. Используется как элемент крепления для быстрого соединения веревок с др. элементами тур, снаряжения (страховочной обвязкой, крюком и т. д.) при страховке, навеске перил, а также в качестве блока, тормозного устройства и др. К., применяемые совместно с осн. веревкой для страховки туристов и передвижения, изготовляются из высокопрочных легир. сталей, титановых и дюралюминиевых сплавов и снабжаются спец. замками – защелками с муфтами, предохраняющими их от случайного размыкания (рис. 1). Форма К., размеры его сечений и конструкция замка должны гарантировать не только высокую прочность, но и отсутствие заметных деформаций под нагрузкой, нарушающих совмещение деталей замка. Сечение силовой скобы К., применяемых для осн. веревок, принято не менее 9 мм, габаритные размеры от 50х10,5 до 60х11,5 мм.
Рис. 1. Наиболее распространенные типы карабинов: а – стальной треугольный карабин Абалакова с винтовой муфтой; б – грушевидный карабин с муфтой; в – титановый карабин "ирбис" с винтовой муфтой; г – титановый карабин ирбис» с байонетной защелкой; д – карабин «ирбис» без защелки.
Рис. 2. Пластинчатые спелео карабины для шлямбурных крючьев.
Рис. 3. Карабины типа “Майон рапид”: а – овальный; б – треугольный; а – Д-образный.
Рис. 4. Стальные вспомогательные карабины.
Стальные К. при массе 100 – 160 г выдерживают нагрузку (до разрыва) в продольном направлении не менее 2000 кгс, алюминиевые К. имеют такую же прочность при массе до 40 г, титановые К. типа «ирбис» при массе 75 г выдерживают усилие до 2500 кгс, трубчатые стальные К. при такой же массе – до 4000 кгс. В практике спелеопоходов распространены пластинчатые К. для навески на шлямбурные крючья (рис. 2).Особой разновидностью К. являются “Майон рапиды” («Маillоn Rapide»), обладающие повышенной прочностью (в среднем в 3 раза выше, чем у других К. с таким же сечением силовой скобы). Они выполняются из стального или дюралюминиевого стержня (диам. 3 – 12 мм) обычно овальной, треугольной, Д-образной или трапецеидальной формы, с резьбовой муфтой вместо защелки (рис. 3). Кроме того, в тур. практике для подстраховки в случае потери молотков, крючьев, а также для соединения ремней рюкзака и др. целей применяются стальные вспомогат. К., форма, размеры и тип защелки к-рых весьма разнообразны (рис. 4).
Лит.: Хубер Г., Альпинизм сегодня, пер. с нем., М.,1980 Горный туризм, Тал., 1981: Школа альпинизма, М., 1969.
КАРНИЗ СНЕЖНЫЙ
(нем. Karnies, от греч. koronis – конец, завершение), скопление плотного снега в виде навеса на подветренной стороне острых гребней, возникающее во время метелей из-за «всасывающего» ветрового эффекта и завихрений (рис.).
Карниз с линией отрыва (показана пунктиром)
Ширина может достигать неск. м с выемкой (карманом) внизу. Срываясь, К. с. увлекает за собой массу снега и может вызвать сход лавины. Особенно опасны К. с., свисающие по обе стороны гребня.
Для безопасности движения по К. с. следует отступить от его вершины на таков расстояние, чтобы оказаться на наветренном склоне хребта. По острому гребню с К. с. необходимо передвигаться с веревочной страховкой. Недопустим траверс под К, с. Нередко К. с. является гл. препятствием при выходе с крутого склона на гребень. В таких случаях К. с. подрубают ледорубом или подрезают веревкой. Если обойти или сбить К. с. невозможно, сквозь него пробивают тоннель (Делается это только при выходе на наветренную сторону ). На К. с. нельзя устраивать биваки, т. к. снежная масса может оторваться от скалы и «улететь» вместе с палаткой.
КАТАМАРАН
(от тамильского каттумарам, букв. – связанные бревна), судно с 2 параллельно расположенными корпусами, соединенными в верх. части. В водном Т. применяют преим, надувные К. (рис. 1). Каждый из корпусов такого К. представляют собой надувную гондолу; между собой гондолы соединяются жестким каркасом. Для увеличения запаса плавучести и остойчивости К., улучшения его аэродинамич. качеств в сложном водном потоке на каждую гондолу в носовой, кормовой и ср. частях поверх каркаса укрепляют.
Рис. 1. Катамаран надувной: 1 – надувные гондолы; 2 – каркас 3 – места посадки членов экипажа; 4 – "багажник".
Гондола К. состоит из надувного баллона и чехла на нем, последний предохраняет баллон от механич. повреждений и частично или полностью определяет форму гондолы. Ее сигарообразное тело плавно сужается к носу и корме, оконечности приподняты; поперечное сечение имеет форму круга («круглые» гондолы) или овала (рис. 3) либо сегмента («плоские» гондолы). Круглые» гондолы выполняются из 1 баллона в чехле, «плоские» – либо из 2 круглых баллонов, вставленных в чехол с перегородкой, либо из 1 баллона с внутр. перегородкой и нижней емкостью, либо из 1 баллона, к-рому в сечении придается форма сегмента за счет стрингеров, вставляемых в чехол и удерживаемых.
2. Посадочное место гребца: 1 – корпус катамарана; 2 – сиденье (мешок с личными вещами туриста); 3 – страхующие дуги.
на расстоянии друг от друга балками. К. с «круглыми» гондолами обладает лучшей ходкостью и остойчивостью, имеет меньшую массу и проще в изготовлении, однако у К. с «плоскими» гондолами лучше маневренность.
Рис. 3. Поперечное сечение надувных гондол: а – двухбаллонной с перегородкой в чехле: б – двухбаллонной с перегородкой в баллоне; в – однобаллонной; 1 – чехол; 2 – надувной баллон; 3 – перегородка в чехле; 4 – перегородка в баллоне; 5 – балка; 6 – стрингер
Баллоны гондол делают из легкой прорезиненной ткани, напр. ткани 500. Для чехла можно использовать достаточно прочный капрон или лавсан; днищевую часть чехла делают из прочного материала (напр., поливинилхлорида, армированного лавсаном) массой не св. 1 кг на 1 м'.
Каркас К. обычно состоит из 4 продольных (стрингеры), 4 – 5 поперечных (балки) и 2 диагональных элементов (для ужесточения конструкции). Деревянные каркасы делают из жердей (или планок) диам. 60- – ?0 мм в ср. части; деревянные элементы соединяются проволочными скрутками. Годятся любые породы дерева. металлич. каркас собирается из дюралюминиевых труб марки Д1Т или Д16Т с толщ. стенок 1,5 – 2 мм; крепление – на болтах. В качестве диагональных элементов используются тросы с талрепами. Наиболее простая конструкция каркаса – плоская прямоугольная рама. В более сложных каркасах стрингеры повторяют обводы гондол; иногда для увеличения прочности каркас делают в виде фермы.
Четырехместные К. более распространенны и обладают лучшими мореходными качествами, чем двухместные (рис. 3). Их дл. 4,5 – 5,5 м, шир. 1,8 – 2,4 м, полный объем гондол 1,2 – 2,5 м', масса (с дюралюминиевым каркасом) 35 – 55 кг. По сравнению с другими тур. судами К. обладают лучшей ходкостью, большей поперечной и продольной остойчивостью и, как правило, большим запасом плавучести.
Лит.: Снаряжение туриста-водника, М., 1986.
КАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИ
маршрута спорт. тур. похода, определяется совокупностью З классификац. признаков: продолжительностью, протяженностью и техн. сложностью маршрута, зависящей от характера, кол-ва и разнообразия препятствий. Маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяют на 6 КС, велосипедных, авто-, мото- и спелеопоходов – на 5 КС (к 1 КС относятся простейшие маршруты, к 5 и 6 КС – наиболее сложные). К. с. устанавливают путем сравнения маршрута с эталонными. описания к-рых даны в периодически обновляемом «Перечне классифицированных туристских маршрутов».
Продолжительность маршрута определяется как миним. кол-во дней, необходимое для его прохождения подготовленной тур. группой; протяженность – как наименьшая допустимая длина зачетного маршрута данной К, с. (табл. 1). Установленные значения продолжительности и протяженности маршрутов могут быть изменены маршрутно-квалификационной комиссией (МКК): напр., продолжительность увеличена по сравнению с нормативной при увеличении протяженности маршрута, кол-ва и сложности естеств. препятствий, а также за счет дней, отведенных на разведку местности и на случай непогоды.
Дни отдыха (дневки) не входят в нормативную продолжительность, причем их кол-во составляет не более 20% от общей продолжительности похода. Уменьшение продолжительности маршрута допускается в исключит. случаях, Протяженность может быть уменьшена при большой техн. сложности маршрута, но не более чем на 25% по сравнению с нормативной. Осн. часть маршрута должна быть линейной или кольцевой, протяженностью не менее 75% от установленной для данной К. с. и содержать наиболее сложные препятствия. Расстояния, пройденные в кольцевых радиальных выходах, засчитываются полностью, в линейных радиальных выходах – лишь в одну сторону.
Табл. 1. – Нормативы туристских маршрутов. *Уменьшение кол-ва пещер в более сложных походах предполагает увеличение технической сложности их прохождения.
Техн. сложность маршрутов любой категории предполагает определ. уровень типичных для каждого вида Т. препятствий, при этом для более высоких К. с. характерны препятствия более сложные, чем в маршрутах низших К. с. техн. трудность преодоления, разнообразие и характер препятствий в походе данной К. с. должны быть не ниже, чем для классифицир. маршрутов той же категории в данном р-не. Удлинение маршрута при неизменном характере препятствий не является основанием для повышения К.с. В зависимости от характера препятствий МКК определяет уровень квалификации и техн. мастерства участников похода, необходимый для прохождения данного препятствия при условии гарантированной безопасности.
При классификации маршрутов в горном Т. пользуются набором перевалов, обусловливающих сложность маршрута.
случае ряда усложняющих горный поход факторов (сложные подходы по долинам, первопрохождения, большая высота над уровнем моря и т. д.) общее кол-во перевалов может быть снижено (исключение составляет 6 КС). В зависимости от опыта и квалификации группы, р-на и продолжительности похода кол-во наиболее трудных перевалов может быть увеличено по согласованию с МКК.
С 1989 в маршруты горных походов могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов. Число таких элементов на маршруте не должно превышать двух, а трудность – не выше трудности перевалов, определяющих сложность маршрута. Число перевалов, необходимых для зачета похода, содержащего восхождения на вершины и траверсы, может быть сокращено по усмотрению МКК.
При оценке спелеомаршрутов учитывается набор пещер, определяющий сложность их прохождения.
Каждый набор пещер необходимо пройти в течение одного похода. Если пещера 1 КС или 2 КС имеет большую протяженность, то прохождение неск. пещер может быть заменено прохождением неск. маршрутов в одной пещере.
Макс. К. с. походов по видам Т. и осн. тур. регионам страны приведены в табл. 4 и 5.
Походы по маршрутам менее продолжительным, протяженным или сложным, чем маршрут 1 КС, считаются некатегорийными (напр., походы выходного дня). На некатегорийных маршрутах, а также категорийных (кроме высшей К. с.) могут встречаться участки, характерные для классифицир. маршрутов любой (в т. ч. и болев высокой) категории. Опыт участников, требуемый для таких походов, должен соответствовать трудности преодоления этих участков. Их прохождение учитывается при решении вопроса о допуске туриста к походам по квалифицир. маршрутам, но не принимается в зачет при установлении спорт. квалификации туриста и присвоении ему спорт. разряда.
Лит.: Туристские спортивные маршруты, М., 1989.
КАТЕГОРИЯ ТРУДНОСТИ
классификац. показатель, характеризующий степень трудности преодоления отд. препятствий на пешеходных, горных и спелеомаршрутах (в отличие от категории сложности, относящейся ко всему походу в целом). Отд. препятствиями в пеших походах являются, напр., переправа, перевал, вершина, траверс гребня, каньон, лес, болото, пески, осыпь, снежный, ледовый и водный участки пути; в горных походах – перевалы и вершины; в спелеопоходах – пещеры.
КАЯК
(слово эскимосского происхождения), одноместное гребное судно с двухлопастным веслом; разновидность байдарки. Обязат. элемент конструкции К. – посадочное место с жесткой посадкой гребца, состоящее из банки (профилир. сидения) и упоров для ног, охватывающих сверху бедра гребца. Существуют разборные (каркасные и каркасно-надувные) и неразборные (из стеклопластика) К., последние применяются только в уч. целях (для обучения технике гребли, разл. приемам управления судном). 8 1980-х гг. получили распространение походы на К. совместно с др. судами – байдарками, катамаранами. Используемые в походах К. обладают достаточной плавучестью для перевозки личных вещей, части обществ. снаряжения и продуктов. Обычно К. имеет дл. 4,2 – 4,5 м, шир. 0,6-0,65 м, выс. 0,25 – 0,30 м; масса К. (в упакованном виде) 8 – 12 кг. Илл. см. в ст. Суда туристские.
Лит.: Снаряжение туриста-водника, М., 1986.
КЛЕЩЕВОЙ ЭНЦЕФАЛИТ
в весенне-летний, таежный, дальневосточный энцефалит, инфекционное заболевание с преимуществ. поражением центр. нервной системы. Возбудитель – вирус, осн. резервуаром и переносчиком к-рого являются клещи. Источник возбудителя – мн. дикие животные, в т. ч. грызуны, птицы. Заражение обычно происходит при укусе зараженным клещом в лесной, реже лесостепной зонах Зап. и Вост. Сибири, Урала, Д. Востока (возможно, и в др. регионах – в Поволжье, Казахстане, Белоруссии, на Украине и др.), в редких случаях – через молоко инфицированных коз и коров. Характерна весенне-летняя сезонность с максимумом заболеваемости в июне, связанная с периодом активности клещей. Симптомы болезни возникают через 8 – 23 (в среднем через 10 – 12) дней после заражения: головная боль, высокая темп-ра, рвота, судороги, параличи мышц (шеи, плечевого пояса), расстройства сознания и др. Часть протекает в легкой (стертой) форме.
Об энцефалитной опасности р-на, по к-рому проходит выбранный маршрут, можно узнать в санэпидстанции. При выборе пути следует учитывать, что клещи чаще встречаются в смешанных лесах с преобладанием осины, березы, обильными подлеском и травяным покровом. Клещи, скапливаясь на траве или кустарников, нападают на проходящих людей, цепляясь за одежду. Они чаще прикрепляются к плечам, груди, шее, голове. Кровососание их безболезненно и длится до неск. сут.
Для профилактики клещевого энцефалита используют т. н. противоклещевую одежду (штормовка или комбинезон с капюшоном, спец. костюм), эффективность к-рой повышается при обработке ее репеллентами. При необходимости можно приспособить обычную одежду: плотно застегнуть ворот, стянуть манжеты тесьмой или резинкой, заправить брюки в сапоги, а рубашку в брюки, стянув их широким эластичным поясом, обвязать шею платком или надеть защитную сотку. Для стоянки следует выбирать открытые сухие участки, пойменные луга, высокоствольные леса без подлеска и с назначит. травяным покровом. Перед установкой палатки надо расчистить участок от травы, валежника и мелкого кустарника, по периметру снять дерн и утрамбовать землю. Перед использованием травы и ветвей для подстилки их надо в течение 3-4 ч провялить на солнце или прогреть над костром.
Эффективная мера профилактики – само- и взаимоосмотры для выявления и удаления клещей с одежды и тела; их проводят примерно через каждые 2 ч пребывания в зоне распространения клещей (не снимая одежды), а во время обеденного привала и на биваке – с осмотром всего тела, причем особое внимание уделяют волосистым участкам, складкам кожи. Обнаруженных на теле клещей смазывают растит. маслом или бензином, а затем, захватив пинцетом или петлей из крепкой нити, плавно, без рывков, покачивая из стороны в сторону, извлекают, не отрывая хоботка и не раздавливая. Если на месте укуса остается хоботок, то его удаляют иглой и обрабатывают ранку и руки спиртом. В опасных р-нах не следует употреблять сырое молоко (особенно козье). После похода всю одежду надо выстирать и прогладить горячим утюгом.
Туристов, собирающихся в поход в р-ны с высокой опасностью заражения К. з., иммунизируют с помощью вакцины, к-рая вводится З-кратно, начиная с сентября – октября (3-ю прививку делают через 3 мес. после 2-й, но не позднее чем за 10 дней до прибытия на место).
КОМПАС
(нем. Kompass, итал. compasso, от compasare – измерять шагами) магнитный, прибор для ориентирования на местности, в к-ром используют свойство намагнич. стрелки располагаться вдоль магнитного меридиана в направлении С.Ю. В тур. походах наиболее распространены К. Адрианова, туристский, спортивный, горный. В К. Адрианова (рис., а) крышка корпуса с предохранит. стеклом и 2 стойками с прорезью и мушкой для визирования может быть повернута вокруг корпуса. Для измерения углов служит лимб с 2 шкалами: угловые деления подписаны через 15' по ходу часовой стрелки (цена деления 3 ), деления угломера – через 5 – 00 против хода часовой стрелки (цена деления 0 – 50); для отсчетов по лимбу – указатель, прикрепленный возле мушки. Сев. конец стрелки, указатель отсчетов и деления на лимбе (0', 90', 180', 270') покрыты светящимся в темноте составом. В др. К. сев. конец стрелки окрашен в синий цвет.
Для определения сторон горизонта К. держат горизонтально, освобожденной стрелке дают остановиться, поворотом К. ориентируют его (т. в. подводят деление 0 лимба под сев. конец стрелки) и получают вдоль соотв. делений направления С . Ю., В., 3. Для измерения азимута к.-л. объекта встают с горизонтально лежащим
Компасы: а– компас Адрианова: 1 – корпус, 2 – лимб, 3 – северный конец магнитной стрелки; 4 – визирное приспособление (прорезь и мушка); 5– указатель отсчетов; 6 – тормоз; б – компас туристский: 1 – корпус; 2 – крышка с вырезом для визирования; 3 – металлическое зеркало, 4 - корпус лимба; 5 – угловая шкала лимба; 6 – визирное приспособление; 7 – шнур.
К. лицом к этому объекту, ориентируют К. и, удерживая К. в этом положении, поворачивают крышку так, чтобы линия визирования «прорезь – мушка» проектировалась на нужный объект, по указателю получают отсчет (азимут) на лимбе. Для определения направления по заданному азимуту указатель К. устанавливают на нужный отсчет, ориентируют К. и, держа его на уровне плеч, визируют по линии «прорезь-мушка» и замечают в этом направлении к.-л. местный предмет, к-рый будет располагаться по указанному азимуту. Эта работа несколько упрощается при пользовании тур. К. (рис., б) благодаря наличию металлич. зеркала на внутр. стороне откидной крышки. В момент визирования по линии «прорезь - мушка - вырез в крышке» одновременно наблюдают в зеркале за точностью совмещения стрелки с делением 0' лимба. Ориентирование К. проводят поворотом лимба (без поворота корпуса К.). В спорт. К, стрелка, помещенная в резервуаре (колбе) с вязкой жидкостью, быстро устанавливается в плоскости магнитного меридиана и очень устойчива при движении. С помощью горного компаса измеряют не только азимуты, но и крутизну скатов по клиномеру – дополнит. стрелке в виде отвеса.
К. используют для быстрой съемки маршрута или небольших участков. Двигаясь по маршруту, снимают ось движения (свой путь) и полосу местности шир. 250 – 500 м; на исходной точке и на всех точках поворота измеряют азимуты прямолинейных отрезков хода и их протяженность 4 - ко (шагами, на глаз и др.). Съемку местных предметов ведут в точках поворота способами засечек, полярным, промеров (см. Глазомерная съемка), измеряя при этом азимуты направлений. Результаты измерений заносят в абрис, по данным к-рого чертят схему маршрута в избранном масштабе.
Лит.: Алешин В. М., Серебреников А. В, Туристская топография, М., 1985, Военная топография, М., 1986
КОСТЕР
служит в тур. походе Для приготовления пищи, обогрева, сушки одежды и снаряжения, освещения и сигнализации. Место для К. должно быть открытым, но защищенным от ветра, желательно около воды. Для разведения К. следует использовать старые кострища или вытоптанные площадки. Если К. устраивают на новом месте, то с выбранного участка нужно снять дерн и отгрести сухие листья, хвою и траву на 1 – 1,5 м. Разводят К. не ближе чем в 4 – 5 м от палаток и в 1 – 2 м от навесов (заслонов) с подветренной стороны. Нельзя разводить К. непосредственно около деревьев, в хвойных молодняках, на участках с сухим камышом, тростником, мхом или травой, на вырубках, где имеются остатки лесных горючих материалов, на торфяниках, а также в лесу на каменистых россыпях (между камнями накапливается лесной мусор, перегной, и огонь, проникший в щели, может легко распространиться на значит. территорию).
Рис. 1. Типы костров: а – «колодец»; б – «шалаш»; в – «звездный»; г, д и е. – «таежный»; ж – «нодья»
Рис. 2. Разжигание костра сухими палочками: а – «зажигательная палочка»; б – шалашик для растопки костра
Топливом для К. в лесных р-нах служат дрова из соснового, кедрового и лиственного сухостоя. Ель, пихта и осина дают много крупных искр, от к-рых могут загореться палатки и одежда. При заготовке топлива следует иметь в виду, что от сырых и гнилых дров много дыма и мало тепла; мелкий хворост прогорает в первые 2 – 3 мин; валежник пригоден лишь в сухую погоду и в сухих лесах.
В сырую погоду, а также для варки пищи лучше использовать березовые и ольховые дрова – они горят ровно и почти без дыма. В безлесных р-нах топливом служат сухие кусты, трава, камыш и кизяк.
К. для приготовления пищи обычно делают небольшим. Зимой при ночлеге, а также для согревания и сушки вещей разводят большой К., что требует значит. запасов топлива. Выбирая место стоянки, необходимо учитывать, легко ли подносить или спускать по склону топливо для такого К.
В тур. практике распространены разл. типы К.(рис. 1). «Шалаш» предназначен гл. обр. для варки пищи и освещения бивака; в качестве топлива обычно используется хворост и валежник. Такой К. образует мало углей и требует постоянного подкладывания сушняка. «Колодец» – один из жарких К.; удобен для приготовления пищи, обогрева и сушки одежды. Складывается из толстых коротких поленьев, сгорает медленно, образует много углей, дающих высокую температуру. «Таежный» предназначен для варки пищи (если группа многочисленна), сушки вещей, а также для ночлега. Топливом служат брёвна дл. 2 – 3 м, уложенные вдоль или под острым углом друг к другу. Такой К. горит долго, не требует частой подкладки дров. Из других видов К. наиб. распространены «звездный», используемый гл. обр. для ночлега небольшой группы, и нодья. К. разжигают растопкой из сухого материала: мелких веточек, бересты, мха, лишайника, стружек, лучин; в сырую погоду – из щепы расколотого топором сухостоя, смолистых кусков коры, укрытых от дождя кронами деревьев, гнилушками из дупла, а также «зажигательными палочками» (рис. 2), огарком свечи, таблетками сухого спирта, куском оргстекла или резины. Растопку укладывают под сложенный шалашиком или колодцем хворост и поджигают; затем, по мере разгорания, подкладывают болев толстые дрова.
Рис. 3. Добывание огня с помощью увеличительного стекла (в), ударом куска металла по кремню (б), трением (в и г).
В дождь К. разводят под прикрытием тента или плаща (накидки). Чем сильнее ветер или дождь, тем плотное укладывают растопку и топливо. При утере спичек для разжигания К. в солнечную погоду обычно используют увеличит. стекло – лупу, объектив фотоаппарата или бинокля, стекла от часов или очков (рис. З, а). При наличии у тур. группы охотничьего ружья К. можно разжечь с помощью холостого выстрела в подготовленную растопку пыжом из ваты, сухого мха или травы, вложенным в гильзу, заполненную на одну треть порохом. Можно добыть огонь, высекая искры ударами куска металла (железа, стали) по кремню (рис. З, б) либо трением заостренной с концов сухой палочки о деревянную опору (напр., дощечку), в к-рой сделана небольшая лунка или канавка (рис. 3, в и г). От трения древесина в лунке нагревается и положенный в нее трут (сухой мох, вата, хвойный опад) начинает тлеть.
Рис. 6. Подвеска варочной посуды с помощью кострового тросика: 1 – шнур; 2 – тросик; 3 – коленчатый зажим
Рис. 8. Примеры размещения варочной посуды на костре с использованием подручных материалов.
Рис. 9. Крючки и цепочки для подвески посуды (в) и металлические держатели костровых перекладин (б).
В малолесной или безлесной (напр., степной) местности очаги для К. делают из дерна, в горах – из камней (рис. 4). В зимнем путешествии при небольшой глубине снега под очаг расчищают ямку до земли, при глубоком снежном покрове делают настил из сырых бревен. Для разведения небольшого К. над землей удобна костровая сетка (рис. 5). Она изготавливается из металлич. проволоки диам. 0,5 – 1 мм с ячейками 8 – 12 мм, натягивается обычно между деревьями с помощью цепочек, тросиков или репшнуров. Дл. ее 60 – 80 см, шир. 40 – 50 см, масса ок. 1 кг. Применение сетки позволяет предохранить земляной покров от выжигания – пепел проваливается сквозь ячейки сетки и уносится ветром. Перед тем, как установить сетку, необходимо очистить выбранное место от опавшей хвои, сухой листвы и др. материала, к-рый может загореться от упавшего уголька. Особенно удобна сетка в зимних походах, т. к. для разведения К. не надо рыть глубокой (до земли) ямы в снегу. Кроме того, при пользовании сеткой влага от растаявшего снега не попадает в К., так что дров требуется меньше. При размещении на К. варочной посуды можно воспользоваться спец. металлич. тросиком (диам. 2 – 3 мм, дл. 1,5 – 2,0 м), закрепляемым на деревьях или стойках из жердей (рис. 6), а также разл. таганами и др. костровыми приспособлениями, в т. ч. из подручных материалов (рис. 7 и 8). Для подвески и регулировки высоты посуды над огнем служат спец. крючки и цепочки (рис. 9). При сильном ветре следует применять экраны из камней, жердей или стеклоткани (рис. 10). Для сушки одежды и обуви на расстоянии 0,5 – 1,5 м от К. с наветренной стороны и сбоку вбивают колышки, устраивают решетку и протягивают веревку. При организации у К. ночлега устраивают заслоны (рис. 11).
Лит.: Краткий справочник туриста, 3 изд., М., 1985.
«КОШКИ»
металлич. приспособления, надеваемые на обувь (иногда на лыжи) для облегчения и удобства движения по склонам, покрытым льдом, фирном или мокрой травой, а также по склонам с твердой конгломератной поверхностью. Простейшая конструкция «К.» представляет собой овальную рамку - основание из листовой стали толщ. 2,5 – 3 мм с расположенными по контуру 10 – 14 шипами - зубьями; рамка имеет форму подошвы тур. ботинка и крепится к нему при помощи хлопчатобумажного или обрезиненного синтетич. ремня либо тонкого металлич. тросика. Заостренные зубья «К.» (дл. ок. 35 мм) обеспечивают хорошее сцепление ботинка с покрытием склона, позволяют достаточно уверенно передвигаться по скользкой поверхности.
«Кошки»: а – конструкции Абалакова (10 зубьев; б – универсальные (12 зубьев).
Передвигаясь по сырому снежному склону, надо периодически счищать (напр., штычком ледоруба) налипающий на «К.» снег. Чтобы предотвратить налипание снега, на «К.» надевают кусок полиэтиленовой пленки или капроновой ткани. Для этого, напр., надо наступить «К.» на полиэтиленовый пакет, проткнуть его зубьями и примотать шнурком или шпагатом к ботинку. Чтобы зубья не тупились, следует избегать лишнего хождения в «К.» по камням и скалам.
В горном Т. распространены преим. неравнозубые разборные «К.» конструкции В. М. Абалакова с 10 зубьями, из к-рых передние 2 короче других и несколько выдвинуты вперед (рис., в); к ботинку крепятся при помощи длинного хлопчатобумажного ремня («фитиля»). Масса пары «К.» 1 – 1,3 кг(в зависимости от размера обуви). В 80-е гг. появились «К.» др. конструкций с 12 и 14 зубьями, позволяющие двигаться даже по ледовым отвесам. Распространены также т. н. универсальные «К.», состоящие из 2 шарнирно соединенных частей – передней и задней (рис., б). Для сравнительно несложных маршрутов (напр., для прохождения жестких фирновых полей) созданы 4- и 5- зубные «К.» (т. е. полукошки; крепятся к передней части подошвы). На наиболее крутых и отвесных ледовых склонах применяют «К.» с цельной жесткой платформой. У таких «К.» два передних зуба неск. короче остальных, имеют форму трапеции с односторонней заточкой и выступают вперед за пределы подошвы ботинка (не более чем на 30 мм) под углом 5 – 10' к плоскости платформы. Следующая, вторая пара зубьев наклонена к плоскости платформы под углом 45 – 60, остальные зубья расположены по контуру платформы перпендикулярно к ней. Все зубья, кроме передних, имеют форму треугольника, ср. длина их 35 мм. Масса таких «К.» 0,5 – 0,7 кг.
В горных походах, маршруты к-рых проходят через ледопады или по крутым ледовым склонам, желательно, чтобы все участники похода имели «К.»; в крайнем случае в группе необходимо иметь 2 - 3 пары 12- или 14- зубых «К.» для тех, кто первыми преодолевают сложный участок и организуют страховку. Передвигаясь по ровной (или с небольшим подъемом) поверхности, ноги ставят на лед с легким ударом всеми боковыми зубьями. Вверх по склону крутизной до 300 поднимаются напрямую «елочкой *, ставя ступни ног под углом друг к другу.
Более крутые склоны преодолевают по диагонали или зигзагом, ставя ступни ног одну над другой («лесенкой»), почти горизонтально (нижнюю слегка развернув носком вниз по склону). По очень крутым склонам и отвесам поднимаются, опираясь на передние зубья (к-рые вбивают в лед ударом ноги), слегка опуская вниз задники ботинок. Не рекомендуется подниматься с тяжелым рюкзаком, т. к. при этом значительно увеличивается нагрузка на голеностопный сустав и труднее сохранять равновесие. Использование на таких подъемах «К.» с цельной жесткой платформой позволяет снизить эту нагрузку.
Спускаются в «К.» по пологому склону «гусарским» шагом, поднимая и опуская ноги не сгибая их в коленях. Ступню при этом ставят так, чтобы в лед (фирн) вонзились все боковые зубья. Чем круче склон, тем короче должны быть шаги. По отвесам и склонам крутизной св. 7Р спускаются, пользуясь теми же приемами, что и при подъеме.
КРОКИ
(франц. croquis – набросок), чертеж участка местности с подробным отображением ее важнейших элементов. Обычно К. создают путем глазомерной съемки. Основа К. заблаговременно может быть составлена по топографической карте или аэрофотоснимку. 8 тур. целях составляют К. участков, представляющих особый интерес (напр., трудных для прохождения перевалов, препятствий на реках, возможных мест переправы и т. п.), а также для корректировки и уточнения маршрутов. Обычные масштабы К. – 1:100 000 – 1:25 000 и крупнев. На К. наносят местные ориентиры, возможные пути преодоления препятствий, масштаб, направление магнитного меридиана, дату съемки. К. перевала выполняют в перспективном изображении (как на фотоснимке), когда наблюдатель находится как бы на расстоянии от подходов к перевалу; условными знаками показывают трещины, участки лавинной опасности и камнепадов, места возможных ночевок, варианты спусков и подъемов, а также наносят маршрут движения с отметками высот, крутизны склонов и разметкой времени прохождения перевала. На К. препятствий на реках для водных походов показывают подробно ориентиры на берегу и воде, надводные и подводные камни, направление течения, прижимы и т. п., Существенные сведения, к-рые не могут быть переданы графически, приводят в виде пояснит. записки на полях, обороте чертежа (см. илл. к ст. Глазомерная съемка).
«КРЮКОНОГА»
приспособление, используемое горными туристами и альпинистами для подъема на сложных скальных участках; состоит из стремени, тяги и планки с крючком и подколенным обхватом. Применяется вместе со спец. лесенкой из синтетич. ленты с прикрепленными к ней металлич. кольцами и подвеской «скай-хук» {«небесный крюк») или крюком «фифи» (рис.). При подъеме лесенку посредством «скай-хука» или «фифи» закрепляют за выступ или в щели на скале либо на искусств. точке опоры (напр., на скальном крюке, закладке). Крючок «К.» вставляют в кольцо лесенки и, опираясь на стремя, делают шаг вверх (подтягиваются), при этом нагрузка (вес туриста) со стремени через тягу передается на крючок «К.». Затем крючок второй «К.» вставляют в следующее кольцо лесенки и делают шаг другой ногой.
По сравнению с обычной альп. лесенкой, на к-рой отсутствует жесткая фиксация ступеньки относительно стопы, «К.» обеспечивает восходителю большую устойчивость, поскольку точка опоры «К.» – крючок на планке – расположена выше ступни и стремя плотно фиксируется относительно голеностопа. Планка и стремя снабжаются мягкими прокладками в местах прилегания к ноге. Круглое отверстие в верх. лепестке планки предназначено для пристёгивания карабина и является точкой крепления при подъеме по веревке на зажимах («К.» в этом случае используется как стремя).
Входящий в комплект лесенки крюк «фифи» позволяет вешать лесенку на карабин и вытаскивать ее за собой на шнурке, проходящем через отверстие в крюке. С лесенкой крюк соединяется куском репшнура с надетой на него резиновой трубкой. Расстояние между кольцами лесенки 35 – 40 см, полная длина лесенки 130 – 150 см.
Комплект крюконога : в – «крюконога; б – лесенка; я – крюк «фифи»; 1 – стремя; 2 – тяга; 3 – планка с крючком; 4 – подколенный обхват; 5 – металлические кольца лесенки; 6 – «скай-хук», 7 – резиновая трубка; 8 – репшнур; 9 - крюк «фифи»;
КРЮЧЬЯ
приспособления для закрепления снаряжения на скале или на льду при организации страховки и создания искусств. опор при подъеме по очень крутым склонам и отвесным стенкам. По назначению К. подразделяются на скальные и ледовые. Скальные К. имеют неск. конструктивно - функциональных разновидностей. Для забивания в скальные трещины применяют т. н. трещинные К. – лепестковые и профильные (рис. 1). Как правило, такие К. изготавливают из мягкой конструкционной стали и пластичных сплавов титана, при забивании они вдавливаются в трещину, повторяя ее изгибы (рис. 2, а); реже применяют К. из твердой легир. стали, к-рые при забивании стесывают края трещин (рис. 2, б). Материал, форма, толщина и длина К. подбираются в зависимости от ширины раскрытия трещины и твердости горной породы. Иногда в качестве К. используют деревянные клинья, напр. в широких трещинах.
Рис. 1. Скальные крючья: в – лепестковые (7 – горизонтальный, 2 – вертикальный, 3 – универсальный): б – профильные (1 – швеллерный, 2 – коробчатый, 3 – 5 – A-, U- и N-обазные); в – деревянный клин.
Рис. 2. Положение крюка в скальной трещине: а – крюк из мягкой стали или пластинчатого сплава: б – крюк из твердой легированной стали.
Рис. 3. Шлямбурные крючья: а – самоврезной конусный; б – дюбельный; в –цанговый; г– разъемно - втулочный; 1 – конус; 2 – шлямбур (тело крюка); З – винт; 4 – фурнитура; 5 – дюбель; 6 – костыль; 7 – гайка; 8 – цанга; 9 – разъемная втулка; 70 – трубка (тело крюка).
Для создания опор на монолитных скальных поверхностях применяют шлямбурные К. (рис. 3) – самоврезные и пробойниковые.
Рис. 4. Ледовые крючья: а – классический тип («морковка ); б – штопор; в – ледобур («трубка»). 1 – тело крюка; 2 – гайка: 3 – фурнитура.
Отверстия для самоврезного К. в монолитной скале пробивают самим К.; для пробойникового К. отверстие готовят при помощи спец. пробойника. По способу крепления шлямбурных К. в отверстии различают конусные, дюбельные, цанговые и разъемно - втулочные К.
Рис. 5. Примеры фурнитур для шлямбурных крючьев: а – «клаун для бескарабинной навески; б – асимметричное кольцо для бескарабинной навески; в – обычная планка; г – Г-образная планка; д – тросовое ушко; 1 – фурнитура; 2 – веревка; 3 – гайка крепления фурнитуры к крюку; 4 – стальной тросик в оплетке.
При создании опор на льду используют 3 осн. конструктивные разновидности ледовых К. (рис. 4): классич. тип («морковка»), «штопор» и ледобур («трубка»). Для закрепления опор на снежных склонах применяют снежные якоря.
Страховочная веревка крепится на К. посредством фурнитуры (крепежного приспособления), форма и размеры к-рой зависят от типа К. и назначения опоры (рис. 5).