А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


БЕЗОПАСНОСТЬ
в походе. Обеспечение Б. – одно из важнейших направлений деятельности СТЭ, контрольно-спасательных служб, туристских клубов, турбаз, маршрутно-квалификационных, дисциплинарных и др. комиссий Всес. федерации Т. На обеспечение Б. ориентированы осн. руководящие и инструктивно-методич. документы по самодеят. и плановому Т., в первую очередь «Правила проведения тур. спорт. походов».

Обеспечение Б. предусматривает выполнение обширного комплекса работ и мероприятий в общей системе организации, подготовки и проведения тур. походов, путешествий, соревнований. К ним относятся: физич., тактич., технич. и специальная подготовка участников и руководителей походов; разведка, разработка и оборудование тур. маршрутов, а также мест проведения соревнований и тренировок; материально-техническое и мед. обеспечение тур. групп; организация тур, консультаций, проверок и контроля; оказание (при необходимости) оперативной помощи, проведение поисково-спасательных работ и т. д. Необходимость и результативность тех или иных мероприятий по обеспечению Б. определяются в каждом отд. случае с учетом особенностей вида Т., конкретной обстановки на маршруте и статистики несчастных случаев с туристами.

Анализ несчастных случаев показывает, что подавляющее большинство из них являются следствием ряда причин (факторов), к-рые условно можно разделить на 4 группы.

К первой группе факторов, снижающих Б., относятся: природные особенности региона, где проходит маршрут похода (значит. высота над уровнем моря, разреженный воздух, высокий уровень солнечной радиации и т. д.); сложный рельеф, изобилующий естеств. препятствиями (сильно пересеченная местность, крутые склоны, лед, обвалы, камнепады, снежные лавины, бурные горные реки, пороги, завалы и т. п.); неблагоприятная гидрометеорологич. обстановка (резкие колебания темп-ры воздуха и атм. давления, обильные дожди, грозы, снегопады, гололед, пыльные бури и др.); плохая видимость (ночь, густые сумерки, туман, снегопад, дождь); опасные хищные животные, ядовитые насекомые и растения, труднопроходимые заросли.

Вторую группу составляют причины, связанные с недостатками материально-техн. обеспечения туристов: дефицит тур. снаряжения и его низкое качество; несоответствие снаряжения, продуктов питания, медикаментов и ремонтного набора конкретным условиям путешествия, намеченному маршруту, сложности препятствий; отсутствие необходимых спасат. и защитных средств; неправильное использование снаряжения или утеря его на маршруте и т. п.

Третью группу составляют причины, связанные с несовершенством организации планового и самодеят. Т.: слабая подготовка тур. обществ. кадров, недостаточная просветит. и воспитат. работа по профилактике несчастных случаев; недостаточная обустроенность маршрутов (отсутствуют маркировка, укрытия, не подготовлены места для биваков и т. д.), дефицит карт, описаний маршрутов и др. информац. материалов; неудовлетворит. мед. контроль за состоянием здоровья туристов; слабый контроль за подготовкой туристов к походу и прохождением маршрута со стороны коллективов физкультуры, тур. клубов и турбаз, организующих походы, недостаточная требовательность маршрутно-квалификац. комиссий и контрольно-спасат. служб к нарушениям маршрута (необоснованным отклонениям от намеченного пути, изменениям времени стоянок и т. д.) и несоблюдению норм Б.; неоформленные (т. н. дикие) сложные походы неподготовленных людей, низкий уровень культуры Т.

Четвертую, наиболее обширную группу составляют причины, обусловленные мед. безграмотностью, недостатком опыта и тактико-техн, подготовки, неорганизованностью и недисциплинированностью самих туристов. Недопустимо, напр., участив в походах и др. тур. мероприятиях людей, страдающих острыми заболеваниями или недавно их перенесших, а также тех, кому по состоянию здоровья они вообще противопоказаны.

Для повышения Б. необходимо знать осн. приемы поиска и спасения терпящих бедствие на маршруте (см. Поисково-спасательные работы), уметь своевременно оказать первую помощь пострадавшему, знать приемы и способы транспортировки пострадавших. Резко снижают Б. плохое знание района путешествия, ошибки в оценке опасных и сложных участков. отсутствие запасных вариантов маршрута в случае резкого ухудшения погоды или болезни туриста, неоправданная спешка на маршруте без отдыха и акклиматизации, предварит. просмотра и разведки технически сложных участков, организации надежной страховки и выбора наилучшего пути, неумение организовать эффективную страховку и самостраховку. Из причин, связанных с низкой сознательностью и недисциплинированностью, наиболее часты следующие: выход на маршрут без необходимой проверки готовности к походу, отказ от помощи маршрутно-квалификац. комиссии и контрольно-спасат. службы, нарушение действующих правил проведения походов; самовольное изменение (усложнение) утвержденного маршрута, преодоление препятствий и прохождение участков пути (перевалов, порогов и т. п.), к к-рым туристы не подготовлены, произвольное нарушение графиков движения, режима дня; одиночный (индивидуальный) бесконтрольный Т., самовольное деление групп на неуправляемые и не обеспечивающие свою безопасность малочисленные группки; беспечность, бравирование риском, авантюристич. отказ от страховки там, где она потенциально необходима. К организац. просчетам относятся: неправильный подбор и комплектование групп (отсутствие «схоженности», общих целей и интересов, психол, несовместимость и т. д.); неправильная расстановка сил в группе (напр., размещение слабых участников в конце колонны, отсутствие опытных замыкающих, скопление туристов на потенциально опасных местах), неудачное распределение нагрузки, отсутствие навыков в работе с картами, лоциями и т. п., потеря ориентировки на местности; неудачный выбор руководителя группы (имеет малый опыт тур. походов, не способен управлять группой в экстремальных ситуациях, плохо знает свои прямые обязанности, не пользуется авторитетом у туристов). Не менее важно для повышения Б. соблюдение установл. количеств. состава групп в зависимости от вида Т., сложности маршрута и возраста участников похода, строгое выполнение требований, предъявляемых как к рядовым участникам, так и к руководителю группы в отношении их знаний, умения и навыков, создание устойчивого психол. климата в группе.

Как правило, природная среда и др. объективные условия редко представляют непосредств. опасность для жизни и здоровья туристов. Действит. опасность возникает тогда, когда группа совершает ошибочные действия из-за неправильного анализа ситуации, растерянности, неумения четко и слаженно действовать в экстремальных условиях или по к-л. др. причинам, зависящим от самих туристов. Принятие решения во многом зависит от правильности прогноза несчастных случаев, что связано с определением размера риска как количеств. характеристики опасности, Априорная оценка риска производится, как правило, на основе экстраполяции знаний туриста об аналогичных ситуациях и непосредственно зависит от его опыта. Чем больше опыт и точнее оценка риска, тем больше вероятность правильного решения, тем выше Б. При недостаточном опыте и ошибочном анализе ситуации Б. резко снижается.

Чтобы повысить уровень Б., необходимо прежде всего целенаправленное обучение как туристов, так и руководителей групп, инструкторов, работников тур. баз, клубов туристов и т. д. Принципиальная установка такого обучения заключается в том, что проблема повышения Б. неразрывно связана с постоянным совершенствованием техники и тактики конкретного вида Т., а строгое соблюдение мер Б. – одно из осн. требований, предъявляемых в походе ко всем участникам. Главное внимание в процессе обучения уделяется поведению туристов в разл. экстремальных ситуациях, чтобы в случае возникновения реальной опасности туристы могли не раздумывая применить наиболее эффективные способы ее устранения или обеспечить надежную самозащиту. Как правило, обучение проводят с тур. группой, к-рая является первичным звеном, ядром самодеят. и планового Т. Работа с группой необходима еще и потому, что коллегиальные (групповые) решения по сравнению с индивидуальными обычно бывают более рискованными и при недостаточной предварит. работе с группой могут привести к опасным последствиям.
Лит.: Штюрмер Ю. А, Опасности в туризме, мнимые и действительные, 2 изд., М., 1983; Краткий справочник туриста,3 изд., М., 1985.


БергшрундБЕРГШРУНД
(нем. Bergshrund, от Веrg – гора и Schrund – трещина), подгорная трещина, разрыв толщи льда и фирна у основания склона горного ледника.

Отделяет неподвижную, примерзшую к скалам часть ледника от подвижной. Края Б. могут быть на разных уровнях, образуя ледовые и фирновые стенки выс. в неск. м (рис.). Б. с нависающей стенкой – серьезное препятствие для горных туристов и альпинистов. Преодолевают Б. по снежным (фирновым, ледовым) мостам, конусам выноса лавин или по пробкам из снега и застрявших глыб льда или камней. При их отсутствии приходится спускаться в Б. и подниматься с противоположной стороны при помощи воткнутых в стенку ледорубов и ледобурных крючьев, по лесенкам, либо подсаживая друг друга. Во время спуска Б. можно перепрыгнуть на страховке или спуститься в него по закрепленной веревке и затем подняться на нижний край одним из описанных выше способов.


БечеваБЕЧЕВА,
на бечеве, бечевой, способ передвижения тур, судна по реке против течения с помощью веревки; собственно веревка, используемая при таком способе движения.

Один конец Б. закреплен на судне, а за другой конец с закрепленной на нем петлей тянут туристы, идущие по берегу. Этот способ применяется при скорости течения реки 2 – 4 км/ч (и до 6 км/ч на отд. ровных участках). Б. используется для судов с небольшим сопротивлением движению – байдарок, катамаранов, реже надувных лодок.
Крепление бечевы к байдарке: 1 – бечева; 2 – поводок; 3 – ванты; 4 – бакштаг; б – мачта; 6 – байдарка.

Наиб. часто Б. применяется в походах на байдарках. Скорость подъема байдарок на Б. 2 – 4 км/ч и определяется в основном наличием и состоянием бечевника - неширокой ровной полосы берега непосредственно у воды. В качестве Б. используется тонкая и прочная веревка дл. 50 – 80 м, выдерживающая усилие на разрыв 150 – 250 кг, напр. обычная хлопчатобумажная веревка диам. 6–8 мм (перед походом веревку пропитывают водоотталкивающим составом). На байдарках Б. крепится к устанавливаемой у второго шпангоута мачте выс. ! – 1,5 м и через подвижной поводок – фал дл. 0,7–1,5 м – к носу лодки, Фал должен быть прочно закреплен. Излишек Б. наматывается на мотовило, находящееся в руках у тянущего.

Управлять идущей на Б. байдаркой можно неск. способами, Самый простой способ: один из туристов садится в байдарку на место второго гребца и с помощью руля и весла управляет ею, стараясь держать наименьший угол между направлением движения и Б. При необходимости байдарка может отойти от берега, при этом допускается угол между Б. и направлением движения до 450. Широко применяют способ управления, при к-ром руль байдарки закрепляется неподвижно или же корма ее подтягивается к Б. дополнит. концом так, чтобы байдарка шла на Б. параллельно берегу. В этом случав рулевого в байдарку не сажают, что значительно облегчает ее, а тем самым и работу тянущего, но усложняет сам процесс управления. Используется также управление шестом: на носу байдарки закрепляется тонкий шест дл. 4 – 6 м, посредством к-рого идущий по берегу рядом с байдаркой турист управляет ее движением. Наиб. широко распространен способ движения на Б. «корабликом», без рулевого: тянущий держит концы веревок дл. до 6 – 8 м, прикрепленных к носу (без мачты) и корме байдарки. Стравливая и подтягивая концы, тянущий выставляет байдарку под таким углом к течению, чтобы она двигалась параллельно берегу на необходимом расстоянии от него.

Тянущий Б, должен равномерно идти впереди байдарки по берегу на расстоянии 20 – 30 м, поддерживая Б. натянутой над водой на выс., 0,5-1 м, Если байдарке необходимо уйти от берега, тянущий стравливает Б., увеличивая ее длину, чтобы уменьшить угол между нею и направлением движения байдарки. Тянущий должен непрерывно наблюдать за ходом байдарки, особенно на сложных участках, помогать в управлении ею.
Лит.: Путешествию на гребных судах, М., 1979.


БИВАК,
б и в у а к (нем. Biwak, франц. bivouac), место размещения (стоянка) тур. группы для ночлега или отдыха. Члены тур. группы обычно проводят на Б. 10 – 14 ч в сут. Они занимаются оборудованием лагеря, приготовлением пищи, ремонтом одежды и снаряжения, подготовкой к следующему дню, отдыхают. Б. располагают на достаточно ровных и сухих площадках, полянах, в местах, недоступных для камнепадов, лавин, затопления, прямых попаданий молний. Место стоянки должно быть укрыто от ветра и, по возможности, нетрудоемко для оборудования; желательно, чтобы вблизи был источник воды.
Биваки в горах
Рис 2. биваки в горах: а – снежная пещера склоне при глубине снега не менее 2 м; б – пещера (полухижина) на склоне при глубине снежного покрова менее 2 м; в - ниша для ночлега сидя (сооружается при недостатке времени или малой толщине снежного слоя).

В горах Б. (рис. 1) нельзя устраивать на выступающих частях гребней, под карнизами и крутыми склонами, в кулуарах и устьевых частях их конусов, на свежих (подвижных или лежащих на ледовых склонах) осыпях, между серраками и в трещинами ледника в зоне активного движения льда Б. должен быть рассчитан на внезапное ухудшение погоды. В предвидении грозы все металлич. предметы следует сложить в 25 – 30 м от стоянки. Устраивая Б. на больших высотах, при низкой температуре, непогоде, сильном ветре, а также в расчете на 2 и более ночевки на одном месте. лучше соорудить снежную хижину т.е. отрыть пещеру, что обеспечить более комфортабельный ночлег, сохранность снаряжения и т. д. Снежная пещера или хижина (рис. 2) вмещает до 4-6 чел. В случае более многочисл. группы сооружают 2–3 смежные пещеры, соединяя их между собой лазом.
Ниша для ночлега сидя
Место для Б. нужно выбирать засветло при вынужденной остановке в темноте, тумане необходимо обследование местности в радиусе 200–300 м, чтобы убедиться в безопасности выбранного места. Перед сном необходимо проверить, укрыто ли от ветра и непогоды имущество, как укреплены палатки, а перед уходом с Б - не забыто ли что-либо из снаряжения убрано ли место стоянки, погашен ли костер.

В водных походах к месту для Б. предъявляются дополнит. требования: берег реки должен быть удобен для причаливания и выноса судов; наличие на берегу площадки для размещения судов на ночь (выс. не менее 3–4 м от уровня воды) и площадки для установки палатки, костра (не ниже 5 – 6 м над уровнем воды). Кроме того, в таежной и тундровой зонах место стоянки должно хорошо проветриваться – это уменьшит кол-во кровососущих насекомых; в горных р-нах желательно, чтобы оно утром освещалось солнцем. Туристы-водники часто устраивают Б. у впадения в осн. реку притока, где обычно хорошо ловится рыба.

Выбор места для Б. начинают дежурные за 30 – 40 мин до планируемого окончания рабочего дня; осматривать местность следует с берега. Желательно использовать старые места стоянок и старые кострища. Не рекомендуется устраивать Б. на острове – ночью уровень воды может подняться. Остановившись на ночлег, туристы разгружают суда и выносят их (за исключением плотов) на берег. На время стоянки все суда (в т. ч. и лежащие на берегу) должны быть привязаны. На Б. туристы-водники часто разводят второй костер – для сушки одежды. Если погода ненастная, то организацию Б. начинают с установки палаток, лагерного тента и укрытия вещей от дождя.

В спелео походах Б., или подземный лагерь, обычно организуется при прохождении сложных многодневных пещерных маршрутов. Специфика подземных условий (высокая влажность, пониженная темп-ра, отсутствие естеств. освещения и замкнутость пространства) обусловливают повышенные по сравнению с наземным Б. требования к оборудованию лагеря. При устройстве подземного Б. необходимо предусмотреть место для мусора и отходов, к-рые после снятия лагеря должны быть вынесены на поверхность. Такой Б. следует располагать выше возможного уровня паводковых вод, в стороне от камнепадных участков. Для отдыха на Б. применяются просторные палатки из капрона, обеспечивающие достаточный комфорт для проживания (возможность переодеться, просушить одежду, приготовить пищу).Желательно иметь теплоизолирующую подстилку (коврик) и многоместные спальные мешки с капроновым верхом. Над палаткой сооружается навес из водонепроницаемого материала. В зависимости от рельефа и степени обводненности места стоянки палатку устанавливают на земле или подвесной платформе (возможно применение свай). Ночлег также можно организовать с помощью гамаков и теплоизолирующих навесов. В комплект подземного жизнеобеспечения входят: светильники, запас продуктов, горелка на бензине, парафине, газе или сухом топливе, кухонная посуда и набор медикаментов. С подземным лагерем устанавливается регулярная телефонная связь.


БИВАЧНЫЙ МЕШОК,
палатка мешок, палатка Здарского, обеспечивает укрытие для 2–4 туристов для отдыха и ночлега в сидячем или лежачем положении. Изготавливается из легкой водонепроницаемой ткани (напр., из прорезиненного капрона). На глухом конце Б. м. делается вентиляц. клапан. Размеры Б. м. примерно 160х200 см, масса от 0,5 до 1,5 кг. В сухую погоду в мешок залезают ногами вперед, оставляя голову открытой; в ненастную погоду мешок надевают наголову так, чтобы клапан находился против лица. Для утепления внутрь мешка вставляют теплоизолирующий чехол.


БлокБЛОК,
приспособление для облегчения усилий при подъеме и (или) транспортировке грузов по натянутой веревке, тросу и т. д. В тур. практике чаще всего используют Б. в виде ролика с желобом по окружности и разъемной обоймой (рис., а), позволяющей накладывать на желоб веревку средней частью.

Блок (а), блок карабин (б), блок тормоз (в) и альпинистский карабин, применяемый в качестве блока (г).

Такой Б. навешивается в точке закрепления с помощью альп. карабина. В качестве простейшего Б. (при разовом использовании) обычно служит непосредственно альп. карабин(рис., г). Недостаток его – значит. трение при скольжении веревки и ее повышенный износ. При многократных действиях наиболее удобен блок-карабин (рис., б), конструкция к-рого позволяет навешивать его без дополнит. карабина. Для получения большего выигрыша в силе при транспортировке грузов и людей (напр., на переправах) часто применяют систему из неск. Б. (см. Полиспаст).В спелео туризме, а также во время спасат. работ с использованием тросового снаряжения, как правило, применяется блок-тормоз (рис., в), позволяющий спускать грузы с регулированием скорости вплоть до полной остановки.


БОТЕЛЬ
(от англ. bоаt-mоtеl), предприятие гостиничного типа для обслуживания водных туристов. Обычно располагается на берегу незамерзающего водоема. Имеет сооружения и устройства для техн. обслуживания личных тур. судов, помещение для их хранения (гл. обр. маломерных – лодок и катеров). Функционирует круглогодично. Наряду с ботелями для обслуживания водных туристов имеются ботокемпинги (устроены по типу кемпингов), также оснащенные необходимыми для техн. осмотра и ремонта судов устройствами, но функционирующие сезонно.


БРОД,
1) мелков место реки, озера или пруда, по к-рому при необходимости можно перейти или переехать на лошади, автомобиле с одного берега на другой. Б" к-рым часто пользуются, легко обнаружить по тропинкам и колеям от колес на берегах. Если их нет, проводят разведку: при помощи шеста дл. не менее 1,5 – 2 м промеряют глубину реки в местах наиб. вероятного мелководья. Чаще всего Б. встречается в наиб. широких местах реки или там, где она разделяется на рукава, протоки. Поверхность воды на мелководье слегка рябит и вода в таких местах кажется светлее. У крутых берегов глубина реки обычно больше, чем у пологих. На равнинных реках с небольшой скоростью течения выбирают Б. такой глубины, чтобы уровень воды при переходе реки был не выше, чем по пояс самому низкорослому туристу группы или по брюхо вьючному животному. Горные реки допустимо переходить при глубине только до колена; если воды больше, переход откладывают до времени, когда уровень ее снижается (обычно утром), или организуют страховку. 2) Переход через реку или залив в мелком месте (см. Переправа).


БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ,
в водном Т. одно из осн. средств пассивной страховки с берега. Представляет собой капроновый репшнур дл. 25 – 3О м, диам. 6 – 8 мм. Хранится в спец. мешке из ярко окрашенного капрона дл. 40 – 45 см и диам. 10 – 12 см. На дне мешка укрепляется шайба из пенопласта диам. 10 – 12 см и толщиной 5 см. Конец репшнура пропускается через отверстие в шайбе и дне мешка и фиксируется относительно шайбы наружным и внутренним узлами; к наружному узлу крепится альп. карабин. Свободная часть репшнура произвольно закладывается в мешок. В походном положении из мешка выпускается короткий свободный конец репшнура, а горловина мешка связывается. Перед тем как воспользоваться Б. к., горловину мешка развязывают и, не вытаскивая репшнур, бросают мешок за горловину на аварийное судно, держа репшнур за свободный конец, Карабин используется для крепления репшнура на судне. Масса Б. к. с мешком и карабином 0,5 – 0,8 кг.
Лит.: Снаряжение туриста-водника, М., 1986.


БЫСТРИНА,
стремнина, участок реки, характеризующийся большой глубиной и быстрым течением. Из-за сужения русла реки, наличия на его дне уступов или больших камней, крутого уклона, а также высокой скорости течения в Б. возникают поперечные восходящие и нисходящие потоки, что приводит к образованию в центр. части русла прямых и косых волн стоячих, водоворотов и выбросов водных масс со дна к поверхности. Особую опасность для плавания по Б. представляют водовороты и глубинные выбросы воды. Они возникают неожиданно, кратковременны (2 – 30 с) и кончаются внезапно; их появление в том или ином месте трудно предсказать. Эти струи и водовороты могут изменить направление движения легкого тур. судна (напр., байдарки, надувной лодки), накренить его и даже перевернуть. Известны случаи переворота небольших плотов на Б. рек с мощным течением и большим расходом воды (р. Катунь в нижнем течении, р. Малый Енисей). Переворот байдарки или лодки может произойти также, если члены экипажа, откренивая судно, чтобы противостоять опрокидывающей силе восходящего потока или водоворота, не успевают вовремя прекратить свои действия. При плавании по Б. следует избегать больших глубин, следить за направлением струй в потоке, действия членов экипажа должны быть быстрыми и слаженными.


Авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Туристические объекты на карте