Восхождение в тройке
На альпийском рельефе
Перила
Техника использования Тиблока
Ледниковая связка
Понятно, что проблематика страховки напарника на многоверёвочном маршруте сложнее аналогичной на скалодроме. Как страховать? На стационарной точке, на «центральном пункте», с себя? С каким приспособлением страховать первого, каким второго? В связи с тем, что все возможные варианты потребуют тома описания процесса, мы остановимся на самом простом способе.
Внимание: восьмёрка и стакан для страховки поднимающегося снизу напарника категорически неприемлемы!
Универсальная страховка: узел УИАА в центральном пункте
Узел УИАА как и раньше остаётся самым универсальным решением для всех видов горовосхождений. Пользование узлом очень не сложно для обучения, динамичное торможение во время срыва как первого, так и второго весьма оптимально. Для смены ведущего не нужны никакие манёвры и никакие дополнительные виды снаряжения.Универсальная страховка: узел УИАА остаётся вщёлкнутым в «центральный пункт» как при страховке верхнего так и при страховке нижнего.
Восхождение в тройке: реверсо для второго и третьего, УИАА для первого
Страховка двух нижних партнёров наиболее удобна с применением реверсо (или по аналогии с помощью Gri-gri, Reverso, Reversino, Guide, Globus). Они просты в применении, щадят верёвки, надёжные и самоблокирующие, за счёт этих качеств страховка двух напарников, поднимающихся снизу, невероятно облегчается. На станции реверсо может быть использовано как самостраховочное устройство для второго и третьего. Единственно при этом на концах верёвки ведущей к первому в этом случае лучше завязать узел для подстраховки.Работа в тройке:
1. второго и третьего страхуют через плату.
2. плата и по одному проводнику на каждом конце служат второму и третьему самостраховкой.
3. первого страхуют узлом УИАА через карабин вщёлкнутый в «центральный пункт».
На альпийском рельефе. Для второго реверсо, для первого АТС.
Для лазанья на сложном рельефе с большой вероятностью срыва, а так же в случае лазанья с не стопроцентно надёжными точками мы рекомендуем следующую технику. При этом второй страхуется с помощью реверсо, вщёлкнутой в «центральный пункт». Дойдя до станции напарник пока остаётся стоять застрахованный платой (она при страховке второго блокирует автоматически), в это время напарник вщёлкивает его в страховочное устройство – к примеру, в АТС и вщёлкивает его в страховочное кольцо беседки. Ещё перед выщёлкиванием напарника из платы вщёлкивается первая оттяжка в «центральный пункт» или при последовательном построении станции в верхний крюк последней. Это исключает в случае срыва непредвиденную и невыгодно направленную нагрузку на беседку страхующего.Очень важно при этом способе страховки – схожий вес напарников, достаточное количество промежутков организовываемых на верёвку и постоянное нахождение страхующего напарника на самостраховке.
На альпийском рельефе: второго страховать через плату (можно и через узел УИАА в «центральном пункте») первого страховать через АТС или подобное устройство с беседки.
Важно: первая оттяжка вщёлкивается в станцию – таким образом исключается рывок в беседку вниз.
Перила
Перила представляют собой идеальную возможность для провода большего количества участников через технически сложное препятствие. В идеале - если участок не длиннее одной верёвки и маршрут преодоления идёт прямо вверх. Для страховки используется прусик или другие блокирующие приспособления (жюмар, Тиблок и т.д.)Перила на снегу: верёвка крепится первым с помощью Т-якоря или с помощью ледобуров. Последний на верёвке берёт её внатяг. Участники начинают подниматься страхуясь на перилах. Рекомендованная дистанция между участниками – 10 метров. Последний поднимается страхуемый первым через узел УИАА.
Самостраховка прусиком: рука находится ниже прусика и проталкивает его вперёд, в случае срыва прусик затягивается останавливая падение.
«Рукоятка»: проводник пятнадцатью сантиметрами наже прусика образовывает удобную петлю пользуемую по принципу ручки.
Техника использования Тиблока
Наша работа на рельефе подвержена строгому разделению функций – пока один лезет, второй его страхует. И наоборот. Всё строго и это имеет на то основания: лишь когда страховка надёжна – нашей жизни не угрожает непосредственная опасность срыва. При пренебрежении страховкой и лазанье на верёвке одновременно связка лишается шансов на безопасное прохождение. Любой срыв одного из участников приводит к срыву всей команды.Единственное исключение представляет собой так называемая «Техника Тиблока». Придерживаясь некоторых правил, мы, не смотря на одновременное движение по рельефу, достаточно надёжно застрахованы. Тиблок при этом вщёлкивается в пункты сравнимые по качеству со станциями и только посредством карабина HMS.
Тиблок используется как блокирующее устройство для второго. В случае его срыва Тиблок не позволяет переносить вес сорвавшегося на ту часть верёвки которая уходит к первому.
Ледниковая связка
Передвигаясь по зарытому леднику мы перманентно рискуем провалиться в невидимую под снегом или фирном трещину. Основная функция ледниковой связки сократить глубину падения участника насколько это возможно. Особенность ледниковой связки в том, что попеременное движение по леднику просто в силу временных затрат не возможно. Поэтому, передвигаясь по леднику одновременно, мы должны быть готовы к провалу напарника и к тому, что он потянет нас за собой. Поэтому первостепенную роль в движении по леднику приобретает внутрикомандная дисциплина – мы должны двигаться на всегда немного натянутой верёвке.Ввязывание в верёвку: на верёвке вяжется восьмёрка в которую спортсмен вщёлкивается посредством муфтованного карабина.
Дистанция 8 – 10 – 12 метров: стандартная дистанция на верёвке составляет 8 метров, в тройке она увеличивается до 10 метров, а двойка должна проходить закрытый ледник на верёвке минимум 12 метров длинной. Остаток удобней всего спрятать в рюкзаке.
Ледниковая связка: связка с более чем тремя участниками – самая оптимальная для преодоления закрытых ледников. Большое количество связанных обеспечивает надёжную поддержку провалившемуся в трещину спортсмену. Длина верёвки между участниками составляет 8 метров, максимальное количество связавшихся на одной верёвке (50 м) – 7 человек.
В тройке по леднику: срыв напарника в трещину для тройки значительно выше, особенно на покатых склонах. Для оптимального торможения срыва на верёвке между спортсменами вяжутся проводники которые должны вгрызаться в край трещины и сдерживать глубину падения. Дистанция между участниками 10 метров.
В двойке: двойка это самое опасное количество для прохождения ледника. Если возможно, то лучше сорганизоваться даже с незнакомыми спортсменами для преодоления ледника в связке. Если такой возможности нет, то расстояние между спортсменами составлять 12 метров, с тремя тормозными проводниками посередине. Основное условие для прохождения закрытого ледника в двойке – абсолютное владение техникой спасения и самоспасения из трещин.