СТАНЦИЯ НА СКАЛЕ
   Станция на одном единственном пункте
   Растяжки
   Последовательная фиксация
   Компенсационный треугольник
СТАНЦИЯ НА ЛЬДУ
   Организация станции на ледобурах
   Петля Абалакова
   Организация верхней страховки на льду
СТАНЦИЯ НА СНЕГУ
   Штекпикель

Станция служит спасательным островком в вашем «вертикальном приключении». Если она надёжна не на все 100%, то вы рискуете тотальным срывом связки.

Общие моменты:
• Метод редукции опасности: самое главное условие, станция должна строиться на минимум двух не зависящих друг от друга пунктах. Организация станции на одном пункте должна иметь под собой весьма веские основания.
• Порядок: чрезвычайно важна аккуратность организации станции, вы всегда должны видеть что куда и как вщёлкнуто, лишние петли, карабины и прочее не должны перегружать вашу конструкцию.
• Организовывать планомерно: я начинаю организовывать станцию только тогда, когда точно знаю как она на этом конкретном месте должна выглядеть в законченном состоянии. Станцию необходимо делать своевременно, лучше уже через 30 метров построить надёжную станцию, чем вылезать на последние метры свободной верёвки с риском не найти подходящего надёжного места для организации страховки.
• Быстрота: скорость прохождения маршрута часто равнозначна минимализации риска. Упражнения по строительству станций внизу экономит вам время на неприятные поиски и размышления наверху.

Центральный пункт

«Центральным пунктом» называется карабин который соединён со всеми отдельными точками страховки построенной станции и служит основной точкой куда вщёлкиваются самостраховка и страховка напарника. Идея «центрального пункта» заключается в том, что бы создать о с н о в н о й пункт в который происходит вщёлкивание, выщёлкивание и прочие манипуляции на станции. «Центральный пункт» должен быть самым надёжным звеном всей страховочной цепочки. Он создаётся после построения станции и во время движения напарника больше не открывается. На практике самым подходящим карабином для «центрального пункта» оправдал себя треугольник HMS.
Организация «центрального пункта» на станционном шлямбуре
Организация «центрального пункта» на станционном шлямбуре. Самостраховка стременем на основной верёвке – вщёлкивается в муфтованный карабин, который в свою очередь вщёлкивается в «центральный пункт», страховочный карабин вщёлкивается также в центральный пункт.
Шлямбур с кольцом
Шлямбур с кольцом как «центральный пункт» на альпийских мультипитчах часто встречаются станционные шлямбура с кольцом, они позволяют избежать организации «центрального пункта» поскольку это кольцо служит стационарным «центральным пунктом».
«Центральный пункт» экономная версия
«Центральный пункт» экономная версия: стремя на основной верёвке, служащее самостраховкой, вщёлкивается непосредственно в центральный пункт. Мы экономим материал, но теряем гибкость на случай непредвиденных ситуаций.

СТАНЦИЯ НА СКАЛЕ

Тип № 1. Станция на одном единственном пункте

Организация станции на единственном пункте требует очень серьёзного обоснования, делать это стоит только в особых случаях.
Станционное кольцо
Станционное кольцо. Под станционным кольцом подразумевается шлямбур из нержавеющей стали посаженный на компонентный клей. Основные признаки: сечение минимум 12 мм, круглое сечение. Несмотря на вышеперечисленные пункты каждый станционный крюк требует следующего контроля:
монолитен ли участок скалы окружающий крюк?
твёрд ли и гладок клей вокруг ушка крюка?
заполнено ли всё отверстие, из которого крюк торчит, клеем?
видно ли невооруженным взглядом, что это «фирменный» продукт, а не самопальное производство?
Дерево
Дерево.
Только живые зелёные деревья, чей ствол толще чем среднестатистическое предплечье, могут быть использованы как самостоятельный пункт построения станции. Во избежание неудачного приложения силы рывка петлю необходимо располагать как можно ниже, ближе к корню. Петля оборачивается вокруг дерева и пропустив один конец сквозь другой (полусхватывающий) мы организовываем станцию.

Песочные часы
Песочные часы. Основным критерием для использования песочных часов как станционного пункта является их монолитность и достаточно большое сечение. Песочные часы оборудуются также петлёй, но не как дерево полусхватывающим, поскольку он имеет тенденцию сползти на самое узкое место часов, а просто нормально продёрнутой петлёй и вщёлкиванием «центрального пункта» в оба конца петли.
Скальная пробка
Скальная пробка.
Иногда и заклиненные каменные пробки служат своеобразными «песочными часами» с тем только отличием, что каменная пробка должна быть образована достаточно большим камнем, гарантирующим своим весом достаточную стабильность всей конструкции.

Станция на скальном выступе
Станция на скальном выступе 1: Скальный выступ должен образовывать монолитную конструкцию с основной скалой и не иметь трещин и прочих признаков нестабильности. Форма и величина должна позволять стабильную посадку страховочной петли.
Станция на скальном выступе
Станция на скальном выступе 2:
скальные выступы могут нести нагрузку направленную только вниз. Единственное исключение представляют выступы грушевидной формы у который верхняя часть шире нижней. На подобных выступах достаточно петли накинутой по аналогии с деревом с помошью полусхватывающего. Такая станция держит нагрузку во всех направлениях.
Станция на скальном выступе
Станция на скальном выступе 3 без растяжек:
в этом случае мы фиксируем нашу станционную петлю своим собственным весом. Это приемлемо только в случае если нижний напарник не легче верхнего. Страховочный карабин при этом вщёлкивается напрямую в «центральный пункт».


Внимание: скальные выступы могут перекрыть только тягу вниз. Срыв первого и повисание на промежуточной точке может сорвать петлю нижней станции со скального выступа. Поэтому скальные выступы должны быть всегда подкреплены растяжками, стабилизирующими петлю в верхнем направлении. Исключением можно считать только следующие ситуации:
• Скальный выступ ярко выражен, ещё лучше если он книзу немного сужается
• Между первым и вторым достаточно много качественных и надёжных пунктов страховки
• Станция организована на очень удобном месте, позволяющем неограничено передвигаться
• Партнёры весят примерно одинаково

Растяжки

Для того, что бы петли на отколах, станции на закладках и френдах работали во всех направлениях, их следует растягивать в сторону противоположную потенциальному рывку.
 
С помощью 120-ти-сантиметровой петли можно очень элегантно сблокировать растяжкой пункты, отдалённые до одного метра друг от друга С помощью 120-ти-сантиметровой петли можно очень элегантно сблокировать растяжкой пункты, отдалённые до одного метра друг от друга
С помощью 120-ти-сантиметровой петли можно очень элегантно сблокировать растяжкой пункты, отдалённые до одного метра друг от друга. При этом петля зафиксированная в нижней точке продёргивается через карабин «центрального пункта», оборачивается вокруг него, продёргивается ещё раз через него таким образом, что продёргиваемый конец проходит между стропами натянутой уже петли. При этом выбирается вся слабина соединяющей с растяжным пунктом петли и свободный остаток обвязывается вокруг натянутой части полуткацким (контрольным) узлом.
Растяжка с помощью свободной петли
Растяжка с помощью свободной петли
Растяжка с помощью репшнура
Растяжка с помощью репшнура
При расстоянии между пунктами растяжки больше метра лучше всего подходит шестимиллиметровый репшнур. Процесс растяжки: на кончике репшнура вяжется проводник и вщёлкивается в карабин нижней точки растяжки, после этого репшнур прощёлкивается через карабин верхнего пункта и снова нижнего, и так пока не останется свободной длины, достаточной для манёвра на верхнем карабине. При натягивании свободного конца карабины притягиваются друг к другу посредством полиспаста. Завершается организации растяжки фиксацией свободного конца посредством стремени в одном из карабинов растяжки.
Растяжка с помощью верёвки
Растяжка с помощью верёвки
от стремени, которым организовывается самостраховка на верхнем пункте, верёвка ведётся к нижнему пункту и блокируется с ним посредством следующего стремени. При смене напарника на каждой верёвке вполне возможна растяжка станции посредством излишней основной верёвки (если она конечно остаётся по приходу к месту организации станции). Это экспромтное решение имеет два больших недостатка, во первых оно вас фиксирует к станции, во вторых растяжка не может быть так жёстко натянута как в обоих предыдущих случаях.

Тип № 2. Последовательная фиксация

Последовательная фиксация позволяет сблокировать два отдалённых, но качественных пункта для строительства станции. Чаще всего этот метод применяется на парах станционных шлямбуров. При последовательной фиксации не происходит перераспределения силы рывка на все задействованные точки – сила рывка прилагается к одному пункту, ближе всего находящемуся к вашему напарнику.
Последовательная фиксация с помощью верёвки
Последовательная фиксация с помощью верёвки: два шлямбура блокируются свободной верёвкой посредством вщёлкивания в карабины стременем.
Последовательная фиксация с помощью петлиПоследовательная фиксация с помощью петли
Последовательная фиксация с помощью петли:
центральный пункт вщёлкивается в нижний карабин, петля посредством полусхватывающего фиксируется в нём же, свободный конец петли вщёлкивается во второй шлямбур и петля укорачивается посредством проводника до нужной длины. То же самое можно проделать, укрепив станцию закладкой или френдом.
Стационарная последовательная фиксация с помощью цепи
Стационарная последовательная фиксация с помощью цепи:
на альпийских мультипитчах современного стандарта часто встречаются сблокированные цепью шлямбура.

Тип № 3. Компенсационный треугольник

Оптимальным способом соединения обычных точек страховки (подразумеваются нешлямбурные решения – крюки, закладные элементы, ледобуры) является компенсационный треугольник. При использовании этого способа мы получаем дополнительную подстраховку, как и в последовательной фиксации, с другой стороны мы распределяем нагрузку на все точки равномерно и соответственно с этим переносим только частично возникающие при рывке силы на наши страховочные пункты. Рывок распределяется одинаково на каждый пункт компенсационного треугольника, при этом чем больше угол, составляемый направлением сторон с вершиной треугольника в центральном пункте, тем большая часть рывка переносится на каждый из страховочных точек. Составляет угол 0° - перераспределение нагрузки происходит следующим образом 50%-50%. При величине угла в центре петли 90° на оба пункта страховки действует до 80% исходного рывка. Не смотря на эти довольно оптимистичные цифры, не стоит забывать о качестве имеющихся в наличии точек и никогда не доверять подозрительному заржавевшему материалу!
Организация компенсационного треугольникаОрганизация компенсационного треугольника
Организация компенсационного треугольника: (сокращённо будем называть его «треугольник») с помощью двух обычных не шлямбурных крючьев, карабинов и «центрального пункта» в виде муфтованного карабина. Один из двух карабинов вщёлкиваемых в крючья должен быть тоже муфтованным. Проворот верхней части оттяжки служит гарантией надёжности «центрального пункта» в случае вырыва одного из крючьев.
Организация треугольника посредством двух крючьев
Организация треугольника
посредством двух крючьев, одного карабина без муфты и узла полусхватывающего – ввязываемого в один из крючьев.
Треугольник
Треугольник как чрезвычайное
решение в случае отсутствия карабинов для крюков.


Треугольник на трёх точкахТреугольник на трёх точках
Треугольник на трёх точках организовывается по тому же принципу как и двухточечный. Важно: каждую петлю перед встёгиваниваем проворачивать как показанно на рисунке.
Подвязанный компенсационный треугольник
Подвязанный компенсационный треугольник имеет смысл при большом разбросе точек по вертикали. Узел на петле позволяет при вырыве верхней точки ограничить максимальный пролёт «центрального пункта» вниз.
Растяжка треугольника
Растяжка треугольника:
для большего удобства станцию можно подкрепить и вниз, это исключает подкидывание напарника при рывке вверх (срыв верхнего напарника).
Растяжка треугольника
Растяжка треугольника
при использовании мобильных средств страховки (френды, закладки).

СТАНЦИЯ НА ЛЬДУ

Организация станции на ледобурах

При организации станции на ледобурах компенсационный треугольник является идеальным решением. Благодаря свободе размещения ледобуров на льду можно организовывать оптимальный рабочий угол треугольника стремящийся к нулю. При этом мы просто размещаем ледобуры один на 40-50 сантиметров выше другого.
Внимание: при организации станции на льду месту размещения ледобуров необходимо уделять максимальное внимание.

Идеальный угол вворачивания ледобура напрямую зависит от состояния льда: на солидном монолитном льду в тенистой части ледоруб закручивается с уклоном уха вниз от перпендикулярной оси на 10° (1). Вопреки ранее сложившемуся мнению это положение максимально надёжно. Единственное условие следования этой методе – современные качественные ледобуры с ярко выраженной резьбой. В тёплом, нестабильном льду, как и раньше, рекомендовано закручивать более острым углом с уклоном уха на 10° выше перпендикулярной оси (2). Для тех кто не уверен в своей способности точно оценить состояние льда на данном участке рекомендуется вкручивать ледобуры перпендикулярно поверхности (3).
Организация станции на ледобурах  Организация станции на ледобурах  Организация станции на ледобурах  Организация станции на ледобурах  Организация станции на ледобурах

Организация станции на льду:
1. один инструмент вбивается надёжно в лёд, в отверстие штычка вщёлкивается оттяжка, в нижний карабин которой основной верёвкой ввязывается стремя самостраховки. Внимание: инструмент нагружать только вниз!
2. на двух ледобурах организовывается подвязанный компенсационный треугольник. Важно: область станции, где вкручены ледобуры следует воспринимать как неприкосновенную зону! Очень внимательно оценивать лёд перед организацией и не бить инструментами без необходимости после организации станции!
3. в «центральный пункт» станции организовывается вторая самостраховка посредством вщёлкивания стремени ввязанным второй верёвкой (лёд ходится исключительно на двойной верёвке!)
Важно: вес нашего тела зафиксирован на первой самостраховке, то есть мы висим на инструменте, не напрягая ледобуры, которые при нагрузке быстрее вытаивают изо льда!
4. страховка второго: шайба или реверсо вщёлкнута в «центральный пункт»
5. Совет: верёвку не свешивать вниз, при прохождении ледовых маршрутов верёвка гораздо легче цепляется и клинит за неровности рельефа.
6. страховка первого: как обычно или через карабин, вщёлкнутый в «центральный пункт» узлом УИАА (более частый способ классических ледовых стенах) или с помощью страховочного устройства вщёлкнутого в беседку (чаще применяется на водопадах). В случае страховки с себя первая промежуточная оттяжка вщёлкивается уже в «центральный пункт».


Петля Абалакова

Самым гениальным способом организации надёжной точки страховки на льду является петля Абалакова. При этом в лёд под углом 60° вкручивается длинный ледобур, на расстоянии чуть меньше длины ледобура просверливается вторая дырка под углом 60° с целью встретиться с первым отверстием. Затем с помощью крючка на тросике или проволоке (удочка), через отверстие продёргивается репшнур, который связывается в свою очередь проводником – образовывая, таким образом, надёжную петлю. Надёжность петли определяется сечением столбика льда, образованного обоими отверстиями.

Важнейшие сферы применения петли Абалакова:
• Дюльферная петля
• Как разворотный пункт для организации верхней страховки. Организовывается исключительно в комбинации с ледобуром или вообще в комбинации из двух петель Абалакова. Петля Абалакова гораздо менее подвержена процессам таяния.
Просверливание петли Абалакова
Просверливание петли Абалакова и последующая организация пункта – надёжный способ организации страховки на льду, например для спуска дюльфером.

Организация верхней страховки на льду

Во время лазанья с верхней страховкой по льду в первую очередь необходимо иметь в виду, что под влиянием солнечной радиации и давления ледобуры очень быстро вытаивают до опасного состояния. Поэтому верхний пункт должен быть всегда организован с применением петли Абалакова и состоять из нескольких пунктов страховки, последовательно включёнными в цепочку безопасности. Ещё одно немаловажное обстоятельство во время лазанья с верхней страховкой по льду – возможность повреждения или полного перебивания инструментом страховочной верёвки. Особенно велика эта опасность при применении бойков-полутрубок. Самый действенный метод исключения этой опасности – лазание на «длинном проводнике». Первый проводник завязывается на сложенной верёвке так, что бы проушина оставалась длинной в полтора-два метра. На конце образовавшейся петли ввязывается ещё один проводник или восьмёрку в которую уже встёгиваются карабины для соединения с беседкой.
Верхняя страховка на льду
Верхняя страховка на льду:
1. идеальным способом организации верхней страховки на льду служит комбинация из двух абалаковских петель
2. другой способ – компенсирующий треугольник на двух ледобурах подстрахованных в свою очередь петлёй Абалакова
Лазанье с верхней страховкой на льду
Лазанье с верхней страховкой на льду:
верёвка на конце складывается вдвойне, после чего завязывается проводник так, что бы получилась двухметровая петля. На конце петли ввязывается обычная восьмёрка которой и вщёлкиваются посредством двух противоположно развёрнутых карабинов в беседку.

СТАНЦИЯ НА СНЕГУ


Организация станции на снегу и фирне дело весьма не простое, как правило для её устройства пользуются ледорубом или лыжами. Снежные якоря, используемые в экспедициях для фиксации перильных верёвок, в Альпах не прижились.

Штекпикель

Вбитый в фирн ледоруб обеспечивает относительную страховку только при достаточной твёрдости, слежалости и температуре снежного покрова. Организация подобной страховки требует большого опыта и хорошей интуиции. Самое частое применение – страховка второго, иногда для фиксации верёвки при вытаскивания провалившегося в трещину альпиниста.
Верхняя страховка на льду
Вогнанный в фирн ледоруб,
используемый как пункт страховки нижнего товарища должен обязательно придавливаться весом страхующего. Это предотвращает «выпрыгивание» ледоруба в случае рывка снизу. Центральным пунктом служит проводник с большой петлёй надетый на древко полусхватывающим узлом.
Лазанье с верхней страховкой на льду
Абалаковский накидной тросик для страховки на фирне.
И здесь знаменитый русский альпинист оставил потомкам достойное приспособление. С помощью этого трусика организовываемая страховка на фирне значительно надёжней, так как сила противодействие рывку более удачно распределена по всей конструкции.


Авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Туристические объекты на карте