Станция на одном единственном пункте
Растяжки
Последовательная фиксация
Компенсационный треугольник
СТАНЦИЯ НА ЛЬДУ
Организация станции на ледобурах
Петля Абалакова
Организация верхней страховки на льду
СТАНЦИЯ НА СНЕГУ
Штекпикель
Станция служит спасательным островком в вашем «вертикальном приключении». Если она надёжна не на все 100%, то вы рискуете тотальным срывом связки.
Общие моменты:
• Метод редукции опасности: самое главное условие, станция должна строиться на минимум двух не зависящих друг от друга пунктах. Организация станции на одном пункте должна иметь под собой весьма веские основания.
• Порядок: чрезвычайно важна аккуратность организации станции, вы всегда должны видеть что куда и как вщёлкнуто, лишние петли, карабины и прочее не должны перегружать вашу конструкцию.
• Организовывать планомерно: я начинаю организовывать станцию только тогда, когда точно знаю как она на этом конкретном месте должна выглядеть в законченном состоянии. Станцию необходимо делать своевременно, лучше уже через 30 метров построить надёжную станцию, чем вылезать на последние метры свободной верёвки с риском не найти подходящего надёжного места для организации страховки.
• Быстрота: скорость прохождения маршрута часто равнозначна минимализации риска. Упражнения по строительству станций внизу экономит вам время на неприятные поиски и размышления наверху.
Центральный пункт
«Центральным пунктом» называется карабин который соединён со всеми отдельными точками страховки построенной станции и служит основной точкой куда вщёлкиваются самостраховка и страховка напарника. Идея «центрального пункта» заключается в том, что бы создать о с н о в н о й пункт в который происходит вщёлкивание, выщёлкивание и прочие манипуляции на станции. «Центральный пункт» должен быть самым надёжным звеном всей страховочной цепочки. Он создаётся после построения станции и во время движения напарника больше не открывается. На практике самым подходящим карабином для «центрального пункта» оправдал себя треугольник HMS.СТАНЦИЯ НА СКАЛЕ
Тип № 1. Станция на одном единственном пункте
Организация станции на единственном пункте требует очень серьёзного обоснования, делать это стоит только в особых случаях.Внимание: скальные выступы могут перекрыть только тягу вниз. Срыв первого и повисание на промежуточной точке может сорвать петлю нижней станции со скального выступа. Поэтому скальные выступы должны быть всегда подкреплены растяжками, стабилизирующими петлю в верхнем направлении. Исключением можно считать только следующие ситуации:
• Скальный выступ ярко выражен, ещё лучше если он книзу немного сужается
• Между первым и вторым достаточно много качественных и надёжных пунктов страховки
• Станция организована на очень удобном месте, позволяющем неограничено передвигаться
• Партнёры весят примерно одинаково
Растяжки
Для того, что бы петли на отколах, станции на закладках и френдах работали во всех направлениях, их следует растягивать в сторону противоположную потенциальному рывку.Тип № 2. Последовательная фиксация
Последовательная фиксация позволяет сблокировать два отдалённых, но качественных пункта для строительства станции. Чаще всего этот метод применяется на парах станционных шлямбуров. При последовательной фиксации не происходит перераспределения силы рывка на все задействованные точки – сила рывка прилагается к одному пункту, ближе всего находящемуся к вашему напарнику.Тип № 3. Компенсационный треугольник
Оптимальным способом соединения обычных точек страховки (подразумеваются нешлямбурные решения – крюки, закладные элементы, ледобуры) является компенсационный треугольник. При использовании этого способа мы получаем дополнительную подстраховку, как и в последовательной фиксации, с другой стороны мы распределяем нагрузку на все точки равномерно и соответственно с этим переносим только частично возникающие при рывке силы на наши страховочные пункты. Рывок распределяется одинаково на каждый пункт компенсационного треугольника, при этом чем больше угол, составляемый направлением сторон с вершиной треугольника в центральном пункте, тем большая часть рывка переносится на каждый из страховочных точек. Составляет угол 0° - перераспределение нагрузки происходит следующим образом 50%-50%. При величине угла в центре петли 90° на оба пункта страховки действует до 80% исходного рывка. Не смотря на эти довольно оптимистичные цифры, не стоит забывать о качестве имеющихся в наличии точек и никогда не доверять подозрительному заржавевшему материалу!СТАНЦИЯ НА ЛЬДУ
Организация станции на ледобурах
При организации станции на ледобурах компенсационный треугольник является идеальным решением. Благодаря свободе размещения ледобуров на льду можно организовывать оптимальный рабочий угол треугольника стремящийся к нулю. При этом мы просто размещаем ледобуры один на 40-50 сантиметров выше другого.Внимание: при организации станции на льду месту размещения ледобуров необходимо уделять максимальное внимание.
Идеальный угол вворачивания ледобура напрямую зависит от состояния льда: на солидном монолитном льду в тенистой части ледоруб закручивается с уклоном уха вниз от перпендикулярной оси на 10° (1). Вопреки ранее сложившемуся мнению это положение максимально надёжно. Единственное условие следования этой методе – современные качественные ледобуры с ярко выраженной резьбой. В тёплом, нестабильном льду, как и раньше, рекомендовано закручивать более острым углом с уклоном уха на 10° выше перпендикулярной оси (2). Для тех кто не уверен в своей способности точно оценить состояние льда на данном участке рекомендуется вкручивать ледобуры перпендикулярно поверхности (3).
Организация станции на льду:
1. один инструмент вбивается надёжно в лёд, в отверстие штычка вщёлкивается оттяжка, в нижний карабин которой основной верёвкой ввязывается стремя самостраховки. Внимание: инструмент нагружать только вниз!
2. на двух ледобурах организовывается подвязанный компенсационный треугольник. Важно: область станции, где вкручены ледобуры следует воспринимать как неприкосновенную зону! Очень внимательно оценивать лёд перед организацией и не бить инструментами без необходимости после организации станции!
3. в «центральный пункт» станции организовывается вторая самостраховка посредством вщёлкивания стремени ввязанным второй верёвкой (лёд ходится исключительно на двойной верёвке!)
Важно: вес нашего тела зафиксирован на первой самостраховке, то есть мы висим на инструменте, не напрягая ледобуры, которые при нагрузке быстрее вытаивают изо льда!
4. страховка второго: шайба или реверсо вщёлкнута в «центральный пункт»
5. Совет: верёвку не свешивать вниз, при прохождении ледовых маршрутов верёвка гораздо легче цепляется и клинит за неровности рельефа.
6. страховка первого: как обычно или через карабин, вщёлкнутый в «центральный пункт» узлом УИАА (более частый способ классических ледовых стенах) или с помощью страховочного устройства вщёлкнутого в беседку (чаще применяется на водопадах). В случае страховки с себя первая промежуточная оттяжка вщёлкивается уже в «центральный пункт».
Петля Абалакова
Самым гениальным способом организации надёжной точки страховки на льду является петля Абалакова. При этом в лёд под углом 60° вкручивается длинный ледобур, на расстоянии чуть меньше длины ледобура просверливается вторая дырка под углом 60° с целью встретиться с первым отверстием. Затем с помощью крючка на тросике или проволоке (удочка), через отверстие продёргивается репшнур, который связывается в свою очередь проводником – образовывая, таким образом, надёжную петлю. Надёжность петли определяется сечением столбика льда, образованного обоими отверстиями.Важнейшие сферы применения петли Абалакова:
• Дюльферная петля
• Как разворотный пункт для организации верхней страховки. Организовывается исключительно в комбинации с ледобуром или вообще в комбинации из двух петель Абалакова. Петля Абалакова гораздо менее подвержена процессам таяния.
Просверливание петли Абалакова и последующая организация пункта – надёжный способ организации страховки на льду, например для спуска дюльфером.
Организация верхней страховки на льду
Во время лазанья с верхней страховкой по льду в первую очередь необходимо иметь в виду, что под влиянием солнечной радиации и давления ледобуры очень быстро вытаивают до опасного состояния. Поэтому верхний пункт должен быть всегда организован с применением петли Абалакова и состоять из нескольких пунктов страховки, последовательно включёнными в цепочку безопасности. Ещё одно немаловажное обстоятельство во время лазанья с верхней страховкой по льду – возможность повреждения или полного перебивания инструментом страховочной верёвки. Особенно велика эта опасность при применении бойков-полутрубок. Самый действенный метод исключения этой опасности – лазание на «длинном проводнике». Первый проводник завязывается на сложенной верёвке так, что бы проушина оставалась длинной в полтора-два метра. На конце образовавшейся петли ввязывается ещё один проводник или восьмёрку в которую уже встёгиваются карабины для соединения с беседкой.СТАНЦИЯ НА СНЕГУ
Организация станции на снегу и фирне дело весьма не простое, как правило для её устройства пользуются ледорубом или лыжами. Снежные якоря, используемые в экспедициях для фиксации перильных верёвок, в Альпах не прижились.