Основными инструментами ориентирования в лесу являются компас и карта.
КОМПАС
Прибор для определения направления на магнитный полюс земли (в нашем случае мы рассматриваем только магнитные компасы). Существуют 2 основных типа компасов: компас Адрианова и жидкостной.Характерной чертой компаса Адрианова является нахождение магнитной стрелки в воздухе и присутствие стопорного механизма. Со всей ответственностью могу заявлять о полной непригодности данного типа компаса для ориентирования в лесу. Это связанно с чрезмерно большим временем успокоения магнитной стрелки (может достигать 30 секунд и более).
Жидкостные компасы отличается нахождением магнитной стрелки в демпфирующей жидкости. В этом случае отпадает необходимость в стопоре стрелки. Наилучшими характеристиками обладают спортивные компаса. Некоторые модели имеют магнитные стрелки, не из намагниченной стали, а фактически из постоянного магнита (в этом случае время успокоения составляет менее 0,3 секунды). Армейские модели жидкостных компасов обладают несколько худшими характеристиками, но они значительно прочнее спортивных. Основное предназначение компаса - определять направление на какой-либо объект, и помогать выдерживать это направление в процессе движения. В зависимости от модели компаса, процесс определения направления (взятие азимута), происходит примерно следующим образом: платформу (прорезь, мушку) направляют на интересующий объект, а нулевое (или помеченное "N") значение вращающейся шкалы совмещают с концом магнитной стрелки, указывающей на север. После подобных манипуляций соответствующая риска на компасе будет указывать значение азимута (угол между направлением на магнитный полюс земли и направлением на объект, посчитанный по часовой стрелке). Если необходимо взять направление по карте, то используют боковую поверхность компаса. Используя эту поверхность как линейку, соединяют текущую точку местонахождения, с желаемой. При этом риска на платформе (прорезь, мушка) компаса должна показывать направление в сторону пункта назначения. После этого фиксируют положение платформы относительно карты, и вращая капсулу, добиваются совпадения северного направления на карте с соответствующими рисками капсулы. Далее вращением всего компаса (а не капсулы!) добиваются совпадения северного конца стрелки с нулевым значением шкалы. Риска на платформе (мушка, прорезь), будет показывать искомое направление движение на местности. Для выдерживания направления при движении, необходимо следить, чтобы "северный" конец стрелки всегда указывал на нулевое значение шкалы.
КАРТА
Отображение местности в масштабе на бумаге, с помощью определенных условных знаков. Существует различные типы карт: геологические, гидрографические, топографические, спортивные и др. Наиболее подробно характер лесной местности отражают карты для спортивного ориентирования. Об этих картах мы и будем говорить ниже (однако основные принципы ориентирования с картой применимы и для всех остальных типов карт). Кроме типа, карту характеризует масштаб. Обычно масштаб записывается в виде 1 : А где А может быть равно 5000, 10000, 15000, 25000, 50000 и т.д. В спортивных картах обычно используется масштаб 1:10000 и 1:15000, в топографических 1:50000, 1:100000 и менее. Данный параметр карты означает, что какое-либо расстояние Х на карте соответствует А * Х расстоянию на местности. К примеру, при масштабе карты 1:10000, 1 мм на карте будет соответствовать 10 метрам на местности, 1 см = 100метрам и. т. д.УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ
Познание секретов ориентирования начинается с изучения и запоминания условных знаков. Они во многом аналогичны знакам топографических карт. Основное отличие - открытое пространство обозначается желтыми тонами, а лес - белым и зеленым. Для изображения местности, обозначения объектов ориентирования, характеристики условий видимости и передвижения на спортивных картах используется 70 условных знаков. Чтобы "читать" карту, необходимо выучить условные знаки - азбуку карты. Спортивные карты выполняются на основе таблицы условных знаков УЗ-81 , которая составлена с учетом стандартов Международной федерации ориентирования (ИОФ). Условные знаки - семицветные: черного, серого, коричневого, голубого, зеленого, желтого и красного (фиолетового) цвета. Знаки спортивных карт очень наглядны и в большинстве своем напоминают форму изображаемых ими предметов (вид сверху или сбоку). В них можно разобраться без посторонней помощи.После запоминания условных знаков можно отправляться на природу. Оказавшись в незнакомой местности, прежде всего, нужно сориентировать карту: её устанавливают так, чтобы линии север-юг на карте имели одинаковое направление со стрелкой компаса. Верх карты должен находиться в том же направлении, куда указывает северный конец стрелки компаса. После ориентирования карты все объекты, изображенные на ней, будут в полном соответствии с объектами местности. После этого можно приступать к "чтению" карты (сопоставлять местность с картой и карту с местностью) и "привязке к месту". Важным навыком в ориентировании является умение быстро находить "привязки" и ориентиры на местности. "Привязка" - характерная черта окружающей вас местности, комбинация ориентиров. Ориентиры - это те объекты, которые отображены на карте. Все ориентиры подразделяют на точечные, линейные и площадные. К точечным относятся объекты, изображаемые внемасштабными условными знаками - камни, ямы, родники, группы деревьев и т.п. У линейных ориентиров - дороги, тропы, просеки, канавы, границы леса и вырубок, овраги, промоины - протяженность превышает их ширину. Площадные ориентиры - пруд, озеро, поляны, вырубки, лес, большие холмы, долы, склоны. Точечные и линейные ориентиры воспринимаются проще, так как в большинстве своем требуют восприятия на плоскости. Рельеф местности невозможно воспринимать без развития объемно-пространственного мышления, он наиболее сложен при чтении карты.
Итак, у вас сориентированная по компасу карта. Внимательно оглянитесь вокруг. Даже в тайге лес не так однороден и одинаков, как кажется на первый взгляд. Попытайтесь найти какой-нибудь ориентир, зацепку. Если никаких характерных признаков нет (допустим, вы остановились посреди тропы) вспомните, какие ориентиры были на вашем пути в эту точку. Если вы не можете ничего вспомнить, или этих данных мало - продолжите движение до какой-либо привязки (например, если вы идете дальше по тропе, дождитесь перекрестка с другой тропой, поляны, овражка и т.п.). Допустим у нас получилась следующая комбинация ориентиров: широкая тропа, поляна, перед поляной перекресток, на поляне примыкает под определенным углом такая же тропа, слева от поляны в котловине небольшой пруд(как правило для жесткой привязки к местности достаточно порядка 3 ориентиров). Теперь необходимо отыскать на карте эту комбинацию, обращая внимание на то, какое направление у тропы, под каким углом пересекаются и примыкают тропы на карте и на местности (это просто делать, встав непосредственно на перекресток), какой размер, форма поляны и пруда. На первый взгляд это довольно сложная задача. Но ситуация, когда приходится искать искомую привязку по всей площади карты, довольно редка. Обычно известна точка начала движения, примерное направление и время движения. Руководствуясь этими данными, достаточно легко выделить ограниченную территорию поиска на карте (при этом, чем опытнее человек в навигации, тем точнее он определяет точку своего примерного местонахождения). В результате мы находим нужную комбинацию на карте, и выясняем, что находимся в точке помеченной крестиком на следующем рисунке.
Итак, наше местонахождение известно. Но мы выяснили его не самым оптимальным путем, так как до определенного момента просто не обращали внимание на окружающие ориентиры. В результате время, потраченное на привязку к местности, было недопустимо велико и кроме этого, некоторое время приходилось двигаться "вслепую". Наиболее эффективным методом передвижения по лесу с точки зрения постоянного контроля своего местоположения, является т.н. движение по цепочке привязок. По этому методу, в процессе движения необходимо постоянно откладывать в памяти пройденные ориентиры, создавая тем самым "легенду" пройденного маршрута. Периодически производят остановки и с помощью легенды восстанавливают маршрут на карте. Типичный вид легенды будет звучать примерно следующим образом: "после поляны порядка 100 метров прямо, развилка - ухожу правее по малой тропе, метров через триста тропа начинает вести по болоту вскоре пересекает канаву с водой и выводит на поляну, где начинает пропадать".
Попробуйте на следующем рисунке проследить этот маршрут, считая начальной точкой поляну рядом с небольшим прудом. Однако нахождение текущего местоположения на карте - это не самая важная задача в ориентировании. Мало знать, где в данный момент вы находитесь, важно знать, куда вам надо, и как туда попасть. При этом, если с тем, "куда надо" ситуация бывает обычно ясной, то выбор оптимального пути задача непростая даже для опытного навигатора. В арсенале ориентировщика есть несколько методов достижения конечной цели. Прежде чем учиться разрабатывать оптимальный маршрут необходимо тщательно изучить эти методы знать плюсы и минусы каждого из способов.
ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТУ
Из уроков геометрии известно, что кратчайший путь между двумя точками это прямая. Действительно, иногда целесообразно двигаться к намеченной цели по прямой (то есть по азимуту). Но здесь необходимо учитывать несколько факторов. Основной - возможная потеря скорости при движении по густому подлеску, заболоченной земле, необходимости преодоления оврагов и речек и т. д.Второй фактор - сложность выдерживания направления при преодолении естественных препятствий. Поэтому старайтесь брать азимут на такие ориентиры, которые имеют значительные линейные размеры или легко различимы на расстоянии. Третий - передвижение по лесу напрямик демаскирует двигающихся соответствующими звуками( звук сломанной сухой ветки слышен в безветренную погоду на расстоянии 300 метров).
МЕТОД ЗАСЕЧЕК
Это своего рода один из способов передвижения по азимуту. Постоянно контролировать положение стрелки компаса невозможно, поэтому рекомендуется взяв азимут, найти по линии визирования какой-либо приметный объект(засечку) на пределе видимости (поваленное дерево, пень), после чего, двигаться до этого объекта не контролируя азимут (следует не терять засечку из поля зрения). Достигнув засечку повторить операцию, и так до тех пор пока не достигнете конечной точки. При этом методе ошибка на 500 метров как правило не превышает 30 - 50 метров.ДВИЖЕНИЕ В МЕШОК
Это движение по азимуту к точке пересечения двух линейных ориентиров, когда один из них ограничивает отклонение вправо, а другой ограничивает уход влево. Подобный случай проиллюстрирован на следующем рисунке:Из точки 1 необходимо попасть в точку 2 (пересечение тропы и просеки с ЛЭП). В данном случае достаточно грубо взять азимут на точку пересечения и смело бежать в этом направлении, поскольку проскочить мимо нужную точку не получиться: в любом случае Вы выйдете либо на тропу, либо на просеку (здесь главное не перепутать, и понять, что по тропе нужно идти на право, а по просеке налево) и в результате попадете на нужное вам пересечение.
ДВИЖЕНИЕ С УПРЕЖДЕНИЕМ
Смысл его заключается в том, что движение планируется не в точку, а с заведомым отклонением в ту или иную сторону. Обычно это делается для выхода на какой либо заметный ориентир, чтобы затем от него продолжить движение к цели. Особенно это полезно, когда искомая точка небольшая по размерам, и ее легко проскочить, если брать азимут непосредственно на неё.ДВИЖЕНИЕ ПО ЦЕПОЧКЕ ПРИВЯЗОК
Подобный метод уже описывался для случая привязки к местности. При составлении маршрута и движении он используется в тех случаях, когда целесообразно прокладывать маршрут по уже существующим тропам и дорогам. Заключается он в следующем. Для начала выбирается маршрут на карте. Если он достаточно длинный, то его разбивают на отрезки таким образом, чтобы конец одного участка и начало другого приходились на какой либо заметный ориентир. Каждый последующий участок предстоящего пути необходимо запомнить, для облегчения этого, в уме составляется легенда (прямо до развилки, там направо, прямо до тех пор пока слева не появится поле и т. д.). После того как один участок остается позади, необходимо остановиться, взглянуть на карту, убедиться в том что вы на правильном пути и приступить к запоминанию следующего отрезка (при определенном навыке, на запоминание 1 км пути в "не очень затоптанном" лесу, требуется порядка 15 - 20 секунд).МЕТОД "БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА"
Позволяет не терять время при сверке с картой. Заключается в особом способе удержания карты. Большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данный момент. Раз в 15 - 20 секунд, необходимо, не прекращая движения, корректировать положение ногтя большого пальца соответственно пройденным ориентирам.На этом остановим обзор методов ориентирования и чтения карты, поскольку тонкостей существует множество, но углубленное изучение этих тонкостей может запутать начинающих навигаторов.
ПЛАНИРОВАНИЕ МАРШРУТА
Итак, мы знаем, где находимся, знаем точку куда нужно попасть. К сожалению, вариант, когда от точки до точки ведет прямая дорога, бывает очень редко. Поэтому обычно маршрут разбивается на несколько отрезков. В пределах каждого из отрезков выбирается свой оптимальный путь. На одном из отрезков оптимальнее двигаться по азимуту, на другом использовать тропы. Необходимый маршрут выбирается в соответствии с целями.Цели могут быть различными:
*Выбор кратчайшего пути
*Выбор быстрейшего пути
*Выбор легчайшего пути
*Выбор незаметного пути и т.д.
Особой методики планирования маршрута нет, но необходимо учитывать следующие моменты:
Скорость движения по утоптанным сухим тропам превышает скорость движения по лесу без подлеска (белый цвет) в 1.5 раза, по лесу со средним подлеском (светло - зеленый цвет) в 2 - 2,5 раза , по лесу с плотным подлеском (зеленый - темно зеленый) в 3 - 5 раз.
По энергозатратам соотношение соответственно 2 ; 4 и 6 раз.
Для примера приведу среднее время пробегания 1 км леса подготовленным бойцом без нагрузки:
*Без подлеска 5.00 - 6.15 мин
*Средний подлесок 6.15 - 8.20 мин
*Плотный подлесок 8.20-25 мин
*Труднопроходимый подлесок требует более 25 минут на километр.
Передвижение через лес сильно демаскирует звуками.
Преодоление оврагов глубиной более 10 метров отнимает значительное количество времени и сил.
При планировании маршрута желательно "набирать" возможно меньший перепад высот - это позволит сэкономить силы. Т.е. при сильно пересеченной местности необходимо по возможности двигаться по траверсу.
Преодоление труднопроходимых болот и речек вброд допустимо только в крайних случаях, поскольку мокрое обмундирование вызывает значительные энергетические затраты организма и повышает вероятность появления таких травм как потертости, мозоли и пр.
Рассмотрим варианты движения от 15 кп до финиша на показанной ниже карте:
Перегон от 15 до 16 кп достаточно длинный , поэтому выгоднее воспользоваться одной из двух просек в направлении 16 кп. Соответственно у нас два варианта пути. Один отмечен пурпурным пунктиром, другой - красным. Оба варианта можно разбить на 3 отрезка :
Движение до просеки, движение по просеке, выход на контрольный пункт.
Разберем "красный" вариант
Исходная точка - кп15 (поваленное дерево). Берем грубый азимут (с упреждением к северу) на тропу, выводящую на нужную нам просеку. Смело бежим не сверяясь с картой до пересечения с ЛЭП. Через 50 метров тропа пересекает искомую просеку. Определяем, что двигаться по просеке необходимо порядка 800 метров.Ориентир перед сходом - пересечение канавы с водой под острым углом, можно легко пропустить - это минус данного варианта (запасной вариант - уход по первой тропе налево). Двигаемся по поляне на юг, выходим на тропу. По тропе пересекаем болото, и на первой развилке уходим вправо. Далее налево и первое примыкание направо. Двигаемся прямо до первого поворота налево. На перекрестке направо через 50 метров ещё раз направо. Через 80 метров справа в одной из ям находим искомый контрольный пункт.
Рассмотрим "пурпурный" вариант
Исходная точка та же. Выйти на ЛЭП можем либо тем же путем, что и в красном варианте, либо взяв азимут на изгиб ЛЭПа. В этой точке выходим на просеку и двигаемся по ней до упора. Просека упирается в перекресток. На этом перекрестке с помощью компаса определяем нужную тропу (надо быть внимательным!). На следующем перекрестке уходим вправо; проходим небольшую поляну и на развилке берем левее и двигаемся до уже знакомого (по красному варианту) перекрестка. Далее действуем аналогично красному варианту.Движение от 16 кп до финиша (синий пунктир). На 17 кп выйти можно только с помощью азимута. Наиболее предпочтительный вариант взять азимут от ближайшей к контрольному пункту развилки троп. От 17 кп используя "движение в мешок" выходим на перекресток и двигаемся по тропе в сторону 18 пункта через перекресток. Через 100 метров после перекрестка берем азимут на ближайшую к тропе яму, а от неё, в свою очередь, берем азимут на кп. Далее видим на пути к 19 кп хороший ориентир, в виде пересыхающего пруда. С помощью азимута выходим на него, обходим с левой стороны по краю оврага и выходим на последний кп.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЯ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ
Определение расстояния является чрезвычайно важным при движении по местности, слабо насыщенной ориентирами, ночью или при движении по старой карте. К примеру, вы определили оптимальный маршрут движения по карте и знаете, что вам нужно примыкание тропы справа. Однако карта достаточно старая и на местности появилось много новых троп примыкающих справа. В этом случае необходимо с помощью карты определить расстояние до примыкания от точки вашего нахождения. Осталось за малым - научиться определять пройденное расстояние. Если под рукой нет лазерного дальномера, то обычно пользуются подсчетом пройденных пар шагов. Пар шаги - подсчет шагов пройденных только левой или только правой ногой( то есть один отсчет на два шага). Предварительно необходимо замерить сколько ваших пар шагов умещается, к примеру, в 100 метрах при разных темпах передвижения (обычно при движении шагом по асфальту на 100 метров приходится 60 - 70 пар шагов). Итак, по карте определяем, расстояние до поворота 250 метров. Вычисляем 2,5* 65 = приблизительно 160 пар шагов. Поэтому через 150 пар шагов следует внимательно всматриваться вправо. Если вы насчитали уже 200 пар шагов, а подходящей тропы нет - вы её пропустили. Необходимо отметить, что, как правило, реальное расстояние бывает чуть больше (на 10 - 15%) чем рассчитанное, обычно это происходит из-за криволинейности вашей траектории. По такой же причине необходимо вводить поправочный коэффициент 1,3 - 1,5 при движении по азимуту.ОСНОВЫ НОЧНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Ситуации, когда необходимо передвигаться по лесу ночью, не редкость. Можно, конечно использовать приборы ночного виденья. Однако серьезный недостаток большинства этих устройств - очень малый угол зрения, что серьезно затрудняет пространственное восприятие.Необходимо отметить, что светлая лунная ночь лишь немного затрудняет ориентирование, в то время как дождливая ночь второй половины августа сокращает видимость до 3 - 5 метров. Основная сложность в том, что в темноте ориентиры воспринимаются значительно сложнее (а иногда их просто не видно), осложняется определение расстояний и пространства. С самого начала, считаю своим долгом сообщить - успех в ночном ориентировании, ни в какой мере не зависит от мощности вашего фонаря. Фонарь ночью в лесу необходим только для периодической подсветки карты. Не пытайтесь с помощью фонаря осветить картину окружающего леса. Ничего кроме яркого пятна, и потери на пару минут "ночного зрения", не получите. Для обострения "ночного зрения" можно пососать карамельку или кусочек сахара. Для оценки пространства используйте боковое зрение. Старайтесь больше полагаться на память и меньше заглядывайте в карту. При передвижении рекомендуется использовать линейные и площадные ориентиры, ночью их легко определять, наблюдая за кронами деревьев над головой. Значительный промежуток между вершинами деревьев может означать, что вы пересекаете тропу или просеку, или выходите на поляну. Таким же образом определяется конфигурация поляны. Будьте осторожны при передвижении по азимуту - ночью высока вероятность получения серьезной травмы. Для страховки, держите согнутую в локте руку перед лицом. Если предстоит вернуться в исходную точку, большую помощь в этом может оказать приемник GPS.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GPS (глобальная система позиционирования)
Система состоит из 24 низкоорбитальных спутников, двигающихся по строго определенным орбитам со скоростью 2 оборота вокруг земли в сутки. Каждый спутник излучает сигнал на землю мощностью 50 ватт. В сигнале содержаться информация о самом спутнике и о текущем времени. Приемник GPS используя встроенную таблицу орбит спутников, и сигналы от спутников вычисляет свое положение на земной поверхности с завидной точностью. К сожалению, эта точность непостоянна, и зависит от многих факторов. Основным фактором является количество видимых и посчитанных спутников. Минимальное количество спутников, необходимых для самого грубого определения местоположения - 3 (при этом не рассчитывается высота над уровнем моря). Гарантируется, что в любой точке земного шара над вами будет летать от 5 до 12 спутников.Количество спутников, которое может увидеть конкретно ваш приемник, зависит от обзорности неба. Как я уже отметил, важно чтобы спутники были не только увидены, но и посчитаны. В процессе расчета приемник определяет расстояние до спутника, поэтому в связи с доплеровским эффектом первоначальный расчет местоположения в движении (например, на машине) занимает значительное время. Так же, на точность определения координат влияет взаимное расположение (созвездие) спутников на небе - чем дальше друг от друга расположены видимые приемником спутники - тем выше точность расчета. Немалые хлопоты владельцам GPS доставляет малая мощность излучения спутников. Серьезной преградой сигналу может стать даже густая листва деревьев.
Типичные задачи, возлагаемые на этот прибор примерно следующие: запомнить текущую позицию, показать направление и расстояние на запомненные ранее точки, запомнить пройденный маршрут, вывести точные значения долготы, широты и времени в различных форматах. Существует возможность экспорта текущих и записанных координат (а так же маршрутов) в различные компьютерные приложения. Большинство GPSов имеют функцию компаса, но необходимо иметь в виду что он работает только в процессе движения.
Как видно полагаться только на приемник GPS навигатору недопустимо, но в некоторых случаях он может быть весьма полезен.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ
По Солнцу
Места восхода и захода Солнца по временам года различны: зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; вес-ной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе.В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север. В таблице приведено расположе-ние Солнца в разное время года.
Положение Солнца Февраль, март, апрель, август, сентябрь, октябрь Май, июнь, июль Ноябрь, декабрь, январь
На востоке | В 7 часов | В 8 часов | Не видно |
На юге | 13 | 13 | В 13 часов |
На западе | 19 | 18 | Не видно |
По Солнцу и часам
Надо направить часовую стрелку на Солнце, и угол, образуемый между направлением часовой стрелки и цифрой 1(13 часов) циферблата, разделить воображаемой линией пополам. Линия, разделяющая этот угол, укажет направление: впереди - юг, сзади - север (рис. 203).При этом надо помнить, что до 13 часов нужно делить левый угол, а во вторую половину дня - правый угол.
По Полярной звезде
Полярная звезда всегда находится на севере. Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд, затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы а и б мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду (рис.), которая, в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север.По Луне
Стороны света можно определить и по Луне, которая находится:Стороны света В первую четверть В полнолуние В последнюю четверть
На востоке На юге На западе | 19 часов 01 час (ночи) | 19 часов 01 час (ночи) 07 часов (утра) | 01 час (ночи) 07 часов (утра) |
По постройкам
К постройкам, которые довольно строго ориентированы по сторонам горизонта, относятся церкви, мечети, синагоги. Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый - к северу. Алтари католических костелов располагаются на западной стороне. Двери еврейских синагог и мусульманских мечетей обращены примерно на север, их противоположные стороны направлены: мечетей - на Мекку в Аравии, лежащую на меридиане Воронежа, а синагог - на Иерусалим в Палестине, лежащий на меридиане Днепропетровска.Кумирни, пагоды, буддийские монастыри фасадами обращены на юг.
Выход из юрт обычно делают на юг.
В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жухлый цвет.
В больших массивах культурного леса определить стороны горизонта можно по просекам, которые, как правило, прорубаются строго по линиям север-юг и восток-запад, а также по надписям номеров кварталов на столбах, установленных на пересечениях просек. На каждом таком столбе в верхней его части и на каждой из четырех граней проставляются цифры - нумерация противолежащих кварталов леса; ребро между двумя гранями с наименьшими цифрами показывает направление на север (рис. 205) (нумерация кварталов лесных массивов в СНГ идет с запада на восток и далее на юг).
Вопросы ориентирования на местности в районе действий должны самым тщательным образом изучаться еще до выхода разведчиков в тыл противника. Изучение местности в районе предстоящих действий следует производить по крупномасштабным картам. Особое внимание при этом необходимо обращать на следующее:
*рельеф в данном районе;
*плотность расположения населенных пунктов, места расположения городов, поселков, административных центров;
*густоту железнодорожных и шоссейных дорог, в каких направлениях они пролегают, какие населенные пункты соединяют;
*основные элементы гидрографии - наличие озер, рек, ручьев, условия их преодоления, направление течения;
*наличие лесов, зарослей кустарника, характер растительного покрова и общие условия маскировки.
Выброска разведчиков с парашютами является одним из основных способов вывода их в глубокий тыл противника. В районе площадки приземления местность должна изучаться с особой тщательностью.
Непосредственно перед выброской разведчики должны через командира группы и штурмана уточнить боевой курс самолета (вертолета) во время выброски с тем, чтобы при снижении на парашюте и после приземления они могли сразу определить стороны горизонта по курсу уходящего самолета (вертолета) и соответственно направление на пункт сбора. Еще находясь в воздухе, разведчик должен по видимым на земле ориентирам большой площади (озера, реки, рощи, населенные пункты) определить местоположение пункта сбора и ориентировочную величину угла (в градусах) между курсом уходяшего самолета и направлением на пункт сбора.
Приземлившись, сразу же нужно выбрать хорошо заметный ориентир в сторону движения на пункт сбора. Если этого сделать нельзя, то следует наметить какими-либо подручными предметами направление в сторону уходящего самолета (вертолета), быстро привести себя в боевую готовность, собрать и замаскировать парашют. Кроме того, внести поправку к направлению уходящего самолета на величину угла, который был определен при снижении между направлением на пункт сбора и курсом уходящего самолета (вертолета), наметить маршрут и идти в этом направлении. Движение по маршруту должно совершаться от ориентира к ориентиру. Расстояние отсчитывается или в парах шагов, или по времени, с последующим переводом в километры.
Особенно тщательно необходимо готовиться к движению в ночное время. Прежде всего следует засветло изучить местность и подобрать ориентиры. В качестве ориентиров выбираются трубы, башни, отдельно стоящие дома и деревья, населенные пункты, озера, реки, ручьи, дороги, линии электропередачи. Перед началом движения следует изучить предстоящий маршрут по карте. Изучение считается законченным, когда разведчик по памяти сможет составить схему своего маршрута.