Промышленностью выпускаются палатки для различных видов путешествий, климатических зон, времен года, а также подвижного, полустационарного и стационарного отдыха на природе. Туристические палатки по назначению можно классифицировать на палатки : для высокогорья для среднегорья для равнины.В каждой из этих трех категорий есть условное разделение на "верхние", "средние" и "низкие" палатки.
Эта градация зависит от применяемых материалов дуг и тента, технологий, пропиток и конструкции.
Высокогорные палатки делятся на экспедиционные и штурмовые. Палатки для высокогорья специально разработаны для экстремальных условий: большая высота над уровнем моря, мороз, сильный ветер и т.д.
Экспедиционные палатки - для "гималайского" стиля восхождений, когда по ходу восхождения создается несколько базовых лагерей. Экспедиционная палатка рассчитана на то, чтобы долго простоять на одном месте, поэтому она должна быть ветроустойчивой, ее конструкция - достаточно жесткой, чтобы выдерживать давление ветра и снега.
Штурмовые палатки - для "альпийского" стиля, при котором базовые лагеря не ставятся, и на протяжении всего восхождения палатку несут с собой; поэтому штурмовая палатка должна быть еще и максимально легкой.
Палатки для среднегорья сочетают в себе качества экспедиционных и штурмовых палаток: они комфортнее и поэтому тяжелее штурмовых, но легче экспедиционных.
Равнинные палатки - для болота, тундры, тайги, для несложных походов, пикников, выходов "на выходные". Обычно в каталогах фирмы указывают рекомендуемое предназначение палатки (например, для горного туризма, альпинизма, автотуризма).
Палатки равнинные для среднегорья делятся на:
1)Кемпинговая палатка применяется любителями длительного отдыха на природе. Она очень удобна при использовании ее для кемпинговых стоянок, детских лагерей, пикников выходного дня, базовых лагерей на подходе к восхождениям. Палатки оснащены комфортными и регулируемыми вентиляционными отверстиями, а также противомоскитными сетками на входах. Палатки этого типа отличаются повышенным комфортом. В них может быть несколько комнат, окна, коридоры. В большинстве палаток можно ходить в полный рост. В общем, небольшая перемещаемая квартира. Но за комфорт, как известно, нужно платить. И не только деньгами. Прежде всего, это невозможность использования таких палаток в других видах походов из-за их большего веса (более 7 кг.).
2)Универсальные палатки отличаются более высокой комфортностью, к ним не предъявляются такие жесткие требования по ветроустойчивости, однако другие, общие для всех видов качества, такие, как водонепроницаемость, использование "дышащих" тканей и т.д. должны быть на должном уровне.
Палатки для пеших и горных походов. Специфика этих походов - Вы имеете только то, что несете у себя за спиной. Это нелегко, поэтому лишние килограммы в палатке Вам ни к чему. Кроме этого "иногда" дует ветер, капает дождь и падает снег. Из-за этого требования к палаткам достаточно жесткие - вес в расчете на одного человека не должен быть более 1.2-1.3 кг для 3-х местной и 1-1.1 кг. для 4-х местной палатки. В тоже время конструкция должна быть достаточно жесткой, чтобы выдержать давление ветра и снега. Хорошо, если палатка снабжена "юбкой" для защиты от снега.
Палатки для водных походов. Вряд ли Вы пойдете в такой поход зимой, а значит и защита от снега Вам, скорее всего, не понадобится. Вес палатки также не будет играть существенной роли, а значит и палатку можно выбрать поудобнее. Ветроустойчивость тоже не будет критическим параметром, поэтому из двух классических форм - "полусферы" и "полубочки" - можно выбрать последнюю из-за большего полезного объема и лучшей обитаемости. Палатки можно разделить по конструкционным особенностям на две основные группы:
- однослойные
- двухслойные
Однослойные палатки изготавливают, в основном, из непромокаемых синтетических материалов. Главными преимуществами их являются легкость и компактность, а основной проблемой - конденсат, скапливающийся на стенках палатки. Поэтому при выборе однослойной палатки следует руководствоваться, в первую очередь, видом и качеством ткани. Если материал непромокаемый, но "недышащий", то необходима продуманная система вентиляции: сетчатые отверстия со всех сторон палатки. В настоящее время наибольшее распространение получили многочисленные виды двухслойных палаток, как наиболее функциональные. Двухслойная палатка состоит из двух палаток: внешней - непромокаемой и внутренней -легкой, дышащей. Двухслойные палатки по форме делятся на: "Полусферы" либо купольные палатки, "Полубочки", Двускатные или шатровые палатки.
"Полусферы" либо купольные палатки.
"Полусферы" и их всевозможные модификации прекрасно противостоят ветру (некоторые фирмы-производители "продувают" опытные образцы в аэродинамической трубе при скорости ветра до 50-60 м/с!), но имеют меньший жизненный объ¸м из-за сферического свода. Классическая "полусфера" покоится на двух перекрещивающихся дугах каркаса.
На основе классики создано огромное количество гибридных конструкций: от облегч¸нных одно-двухместных палаток всего на одной дуге до профессиональных "зимних" моделей, каркас которых состоит из б и более сложно переплетающихся дуг. Это необходимо для придания палатке более обтекаемой формы и одновременно - для уменьшения площади "парусящего" тента, не опирающегося на каркас. Без инструкции разобраться с постановкой такой палатки бывает трудно.
К преимуществам данного типа можно отнести следующие характеристики: хорошую ветроустойчивость; возможность установки без каких-либо растяжек (для достижения все той же ветроустойчивости таки придется ее растягивать), а также перемещения без демонтажа конструкции; возможность установки одним человеком при определенных навыках за 5-7 минут. "Полусферу" можно поставить почти на любой поверхности. Из недостатков стоит отметить наличие каркаса - это как никак вес.
"Полубочки"
"Полубочки" (еще говорят "ангар" или "цилиндр") отличаются несколько лучшей обитаемостью, большим полезным объемом. "Полубочки" бывают на двух и на трех дугах каркаса (бывает и больше, но это - удел огромных, многоместных палаток); все зависит от размеров и парусности (подветренной площади поверхности). Наличие третьей промежуточной дуги утежеляет конструкцию, но зато повышает прочность и предотвращает провисание тента. Из названия очевидно, что палатки этого типа представляют собой ополовиненный цилиндр, растянутый на 3-4 дугах, установленных перпендикулярно оси цилиндра. По сравнению с "полусферами" этот тип обеспечивает более комфортные спальные места (больший удельный объем, большая высота просвета палатки). Часто в полубочках треть объема, а то и добрую половину занимает вместительный тамбур, что делает их, по нашему мнению, особенно привлекательными в качестве базовой палатки или при длительном пребывании на одном месте. "Полубочка" практически не используется в высотных восхождениях. Но, к сожалению, палатки этого типа уступают полусферам по параметрам устойчивости и удобства монтажа и страдает ветроустойчивость.
Двускатные или шатровые палатки
Палатки традиционной формы еще находят применение в несложных туристических походах, а также в качестве кают-компаний в базовых лагерях больших экспедиций. И хотя по основным параметрам они уступают вышеприведенным двум типам, к их преимуществам можно отнести простоту несущих конструкций.
КОНСТРУКЦИЯ ПАЛАТКИ
Немаловажными элементами удачного конструкторского решения являются тамбуры, юбки, противомоскитные сетки и прочие, на первый взгляд, мелочи.
Тамбур
Тамбур служит местом хранения всяческих вещей, которых, как правило, набирается немало, кухней в условиях непогоды, а также стартовой площадкой для выхода в агрессивно настроенную окружающую среду. Однозначно можно сказать, что для выполнения всех этих функций тамбур должен быть по возможности как можно больше. Старинная outdoor-пословица гласит: "Один тамбур хорошо, а два - все таки лучше". Как правило, один тамбур используется в качестве камеры хранения, а второй - для всего остального (см. выше). Для увеличения объема тамбура используется два приема: применение отдельной дуги либо же специального накладного элемента. При использовании отдельной дуги предпочтительней, чтобы она крепилась не к концам основных дуг, а пересекались с ними - это увеличивает общую жесткость конструкции и предохраняет от "несанкционированного" складывания. Большое значение имеет месторасположение тамбура (с торца или сбоку). Первый вариант более привлекателен. Поскольку облегчает вход и выход с палатки (не приходится перелазить через мирно спящих товарищей), более рациональное использование площади, что критично на биваках. С другой стороны, боковая конструкция тамбура позволяет обойтись без дополнительной дуги, что снижает общий вес палатки, но не улучшает его характеристик, поскольку он получается хоть и объемным, но низким и неудобным.
Юбка
Юбка - это полоска ткани по периметру палатки, прилегающая непосредственно к земле. Может быть как пришитой, так и съемной. Как минимум должна быть предусмотрена возможность скатывания оной. Наличие юбки крайне необходимо при использовании палаток в горах, зимой или просто при низких температурах. Это и дополнительное утепление, отсутствие противного сквозняка сбоку и снизу; это и возможность дополнительно укрепить палатку, засыпав "юбку" снегом или поставив на не¸ выпиленные из плотного снега кирпичи.
Крепление тента и внутренней палатки
Способы крепления тента и внутренней палатки к каркасу. Существуют два варианта. Вариант первый: каркас может быть снаружи тента и крепиться к нему через карманы, внутренняя палатка подвешивается к тенту. Вариант второй: каркас вставляется в карман или вешается на крючки (что гораздо удобней) внутренней палатки, а тент натягивается сверху. В первом случае палатка собирается легче и с меньшими потерями (удобно ее ставить под дождем или при сильном ветре: сначала ставится тент, и поэтому внутренняя палатка не намокает). Недостатки такой конструкции в том, что нельзя поставить палатку без тента и при сильных порывах ветра запросто может оторвать карманы для каркаса палатки (наблюдалось даже у супернавороченных фирм). Во втором случае сначала ставится внутренняя палатка, а тент плоскостью опирается на каркас - такую палатку под дождем нужно ставить побыстрее. На некоторых палатках с такой системой крепления каркаса возможен небольшой апгрейт, который устраняет этот недостаток. Зато при сухой и теплой погоде можно вообще обойтись без тента Касательно элементов крепления палаток к каркасу. Здесь наблюдается полный плюрализм среди производителей, все же можно выделить такие основные течения:
- крючки - позволяют быстро и удобно крепить палатку к каркасу, но относительно хрупки;
- завязки - дешево, надежно и сердито, но долго;
- липучки - быстро, но ненадежно;
- карманы - железобетонно, но не очень удобно при монтаже;
- шнуровка - не проверяли
Противомоскитные сетки
Очень актуально при нашествии жужжащих кровососов. Как правило, сетки должны дублировать входы.
Вентиляция
Обязательное условие для отнесения палатки к разряду "хороших" и уж тем более "отличных" -наличие продуманной системы вентиляции. На некоторых зарубежных моделях предусмотрена возможность доступа к внешним вентиляционным отверстиям из внутренней палатки. Через вентиляционные отверстия в палатку не должен попадать снег или дождь. Лучше, если вентиляцию можно открыть или закрыть, не вылезая из палатки. Палатка должна быть снабжена дополнительными ветровыми оттяжками, причем места их пришива к тенту должны быть усилены накладками.
Приятные мелочи
Необходимы также различные приятные мелочи, которые значительно облегчают жизнь: большое количество карманов, крепления для ламп и подвесных горелок, сетка под потолком для сушки мелких вещей.
Вход палатки
Форма входа может быть самой разнообразной - это зависит от назначения палатки и предпочтений владельца палатки. Наиболее прост в изготовлении и долговечен тубус ("рукав"), но вот пользоваться им неудобно. Раньше большинство самодельных палаток снабжалось именно таким входом, но теперь тубус остался только у зимних, "арктических" моделей, где существует риск обмерзания молнии и требуется обеспечить минимальный зазор между влезающим в палатку человеком и тканью палатки - чтобы внутрь влетело меньше снега. Большинство палаток снабжается входом на молнии с пластиковыми зубьями. Для зимнего использования с металлическими покупать нельзя: металл мгновенно покроется инеем и замерзнет. Вход делают двойным -ткань внутренней палатки дублируется москитной сеткой; при желании можно закрыть оба слоя или использовать только какой-нибудь один. Многие модели палаток имеют два входа; это особенно актуально для 3-4 местных палаток.
Размеры
Во-первых, надо прикинуть, сколько человек будут жить в палатке. Во-вторых, размеры внутренней палатки тоже стоит учитывать, в особенности личностям высокого роста. Сможете вытянуться в палатке в полный рост? Ведь для полноценного отдыха это тоже необходимо. Насколько удобно вы сможете сидеть в своей палатке? Пережидать капризы природы лучше все-таки не в совсем скрюченном положении. Также стоит обратить внимание на размеры тамбура-пристанища вашей обуви и рюкзаков. Он должен быть достаточно вместительным хотя бы для обуви и посуды всех живущих в палатке.
МАТЕРИАЛЫ
Дуги
От них прежде всего требуется легкость, прочность и каркас палатки не должен деформироваться под воздействием нагрузки. Этим требованиям хорошо отвечают стойки из различных сплавов алюминия. Часто применяется и фибергласс или пластик, но они считаются менее прочными. Для изготовления дуг каркасов применяют следующие известные нам материалы:
- дюралюминий марки Д16Т: легок, дешев;
- дюралюминиевый сплав марки В95: получше Д16Т, но дороже;
- анодированные алюминиевые сплавы типа Easton 7075 Т6, 7001 Т6 либо;
- различные типы стекловолокна: легкий, прочный материал, не имеющий остаточной деформации, но на морозе становится относительно хрупким;
- стальные каркасы, обладающие высокой прочностью и упругостью, но при этом и большим весом, что сужает спектр их применения.
В настоящее время большинство производителей применяют либо пластиковые стойки, либо трубки из алюминиевых сплавов. Пластиковые стойки используют в дешевых "пляжных" моделях, они менее долговечны и ремонтопригодны. Важно отметить, что в высоких горах пластик за 2-3 сезона разлагается под действием жесткого ультрафиолета и становится очень ломким. Алюминиевые каркасы гораздо более долговечны. Сплав подбирается таким образом, чтобы после снятия нагрузки не оставалось деформации. Правильно подобранный производителем металл и через 5 лет интенсивной работы не принимает форму дуги, трубки остаются абсолютно прямыми и упругими. Есть такой простой тест: собранную пустую палатку надо поднять над землей за одну дугу - и форма должна сохраняться без каких-либо деформаций. Это важный показатель прочности и упругости каркаса (и легкости палатки, конечно).
Для удобства сборки все части одной дуги нанизывают на резинку; значительно упрощается процесс постановки палатки, так меньше шансов потерять какую-нибудь часть каркаса. Каркасы бывают внутренние и внешние, то есть находящиеся под тентом или снаружи его. В условиях сильного ветра удобнее ставить палатку с внешним каркасом. Устроено это так: по граням палатки пришиты специальные резинки, они перекидываются через дугу каркаса одним быстрым движением и фиксируются на крючке на той же грани. Палатки для среднегорья - на металле или пластике, палатки для равнины - в основном, на пластиковых каркасах. Зарубежные фирмы используют для металлических каркасов либо американский Easton, либо другие дюралюминивые сплавы.
Российские производители, как правило, используют дюралюминий Д16Т. Поскольку Easton - легче и лучше, при абсолютно одинаковой конструкции и ткани палатка на Easton будет стоить в 1,5-2 раза дороже, чем палатка на Д16Т. Пластиковые каркасы бывают стеклопластиковые (fiberglass), углепластиковые, кевларовые и т. д. Хорошие пластиковые каркасы определяются не только используемым материалом (чаще всего это углепластик или кевлар), но и высокой технологией изготовления с пространственной ориентацией и напряжением волокон. Стеклопластик отличает низкая цена, отсутствие остаточной деформации, но он почти вдвое тяжелее алюминиевого сплава, не морозоустойчив, имеет низкую прочность. Этих свойств вполне достаточно для несложных походов. Легкие пластиковые каркасы (углепластик или кевлар) отличаются высокой технологией изготовления с пространственной ориентацией и напряжением волокон, поэтому стоимость таких каркасов выше металлических.
Тент
Надо сразу оговорится, что каркасные палатки делятся на двухслойные (тент + внутренняя палатка) и однослойные. К материалу тента однослойной палатки предъявляются следующие требования: водонепроницаемость вкупе с воздухопроницаемостью (необходимо для предотвращения конденсации влаги на внутренней поверхности палатки). Как правило, таким качеством обладают мембранные ткани а la Gore-Tex. Подобные конструкции выигрывают по весовым характеристикам, но высокая стоимость мембранных тканей повышают стоимость палаток до неприличного уровня.
Для двухслойных палаток все проще: тент не должен протекать, быть прочным и легким, а пространство между ним и внутренней палаткой (как минимум два сантиметра) служит для отвода конденсата, неизбежно образующегося при дыхании. Этим требованиям в той или иной степени удовлетворяют такие материалы как POLYESTER RIPSTOP, NYLON TAFFETA, силикон (полимерный материал с нанесенным слоем силикона). Так как тент представляет собой не цельное изделие, а сшитое из отдельных деталей, то швы необходимо проклеивать, иначе на них водонепроницаемость и закончится.
При выборе палатки проследите, чтобы тент не соприкасался с внутренней тканью. Упущение этого момента грозит неприятными последствиями - в таком месте будет проникать влага. Основной категорией по которой в первую очередь судят о качестве тента является высота столба воды, которую он гарантированно выдерживает. Очень хорошими являются показатели близкие к 10 метрам. Конечно, на такой глубине палатки стараются не ставить, но тяжелая водяная капля, прилетевшая с небес с огромной скоростью шлепается на тент и давит очень сильно. Для качественной герметизации швы тента проклеивают той же лентой Таре, а всевозможные растяжки, которые крепят тент к земле, не должны при сильном натяжении образовывать все увеличивающиеся дырочки.
Швы
Швы - это то место, откуда вода начинает капать в первую очередь. Швы на тенте либо проклеиваются, либо провариваются. Проклейка используется на более дешевых материалах ("серебрянка"). Последнее время хорошие фирмы применяют технологию 'Чаре" - специальная тэйп-машина приваривает на шов водонепроницаемую ленту (из материала, близкого по свойствам к материалу тента). Проварка - более долговечный вариант, чем проклейка. В любом случае, желательно приобрести средство для проклейки швов, и периодически дополнительно обрабатывать их.
Палатка с непроклеенными швами автоматически попадает под категорию низших или, как ни странно, наоборот, самых профессиональных. Например, у какой-нибудь супернавороченной палатки швы могут быть непроклеенными, просто потому, что палатка по определению будет стоять выше зоны дождей - в проклейке просто нет необходимости. Есть и другой подход к обработке швов, который встречается достаточно редко: "усиленные швы". Усиленный шов - это шов с подложенной в него стропой. При правильном соотношении коэффициента растяжения стропы и ткани палатка с усиленными швами хорошо натягивается, а шов не растягивается, в дырочки не попадает вода. Чтобы внутренняя палатка не расползалась по швам (а у нейлона есть такое неприятное свойство), строчка специально обрабатывается, и в итоге выглядит как боковой шов на фирменных джинсах Levi`s. Прочность достигается за счет того, что фактически четыре слоя материала соединяются двойной строчкой.
Внутренняя палатка
Основные требования следующие: ткань должна дышать (в целях вентиляции), быть легкой и прочной. В основном используют NYLON RIPSTOP (армированный нейлон), NYLON TAFFETA (не путать с Nylon Taffeta Silver), POLYCOTTON, COTTON Они достаточно прочны, очень легкие, хорошо пропускает воздух и водяной пар, который конденсируется на внутренней поверхности внешнего тента и стекает каплями на землю.
Дно
Это основа. Именно оно находится в самом жестком режиме эксплуатации, ведь палатку приходиться ставить и на острых камнях, и на льду, снегу, воде, песке... Если дно не промокло, то и спальник и остальные вещи остались сухими, а это, в свою очередь, комфорт. Абсолютной водонепроницаемостью обладают ткани, если они выдерживают без промокания давление воды 3000 мм, что в два раза превышает стандарт DIN для водонепроницаемых тканей, что придает, кроме того, теплоустойчивость и огнезащитные свойства, сохраняя при этом гибкость. Используют POLYESTER RIPSTOP, NYLON TAFFETA PU 6000, MODEN HEAVY NYLON TAFFETA PU 8000 8000, NYLON OXFORD, POLYOXFORD, 210Т RIPSTOP NYLON. Алюминизированный Polyester Ripstop (без полиуретана) имеет показатели водонепроницаемости существенно ниже (1500-2000 мм). Обработанный полиуретаном Nylon Taffeta выдерживает давление от 1000 до 1500 мм.
Также используют непромокаемый армированный полиэтилен, однако он имеет больший удельный вес, и поэтому применяется в кемпинговых моделях. Долевые и угловые швы обязательно герметизируют с помощью специальной ленты Таре. Вода в палатку с таким дном попадает только в случае, если ее уровень поднимается выше уровня донного корыта. Дно более дешевых вариантов палаток делается из армированного полиэтилена, который сам по себе не промокает. Если хорошо и регулярно проклеивать швы, то и такая палатка будет неплохо держать воду. Срок службы полиэтиленового дна все-таки будет значительно меньше.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ШТУРМОВЫХ ВЫСОКОГОРНЫХ ПАЛАТОК
Нужно обратить внимание на молнии. Некоторые из них не выдерживают экстремальных перегрузок типа ураганного ветра и снегопада. Хорошо показали себя молнии ¹ 5 - ширина рабочего соединения 5мм. На хороших палатках на собачках молний написано загадочное YKK. Молнии с таким штампом не вызывали нареканий. Внутри трубок должна быть пропущена резинка, под действием которой каркас, вывешенный в свободном состоянии, собирается самостоятельно, что, согласитесь, довольно удобно на какой-нибудь полочке - не заботиться о том, чтобы какая-нибудь деталь не улетела безвозвратно в глубокую пропасть.
С системой стропочек и крючков в отличии от других систем подвески внутренней палатки можно работать в пуховых рукавицах. Кстати, чем не ещ¸ один тест: попросите пуховые рукавицы в магазине (или наденьте две пары обыкновенных строительных, или на худой конец просто обмотайте руки куском тряпки) и попробуйте поставить палатку, которую Вы собираетесь купить... Гладкий шов (Smooth Seam) - идея сама по себе проста и напрашивается сама собой. Помните детскую шутку - "Почему так гладко, а так нет?", когда один реб¸нок проводит по лицу другого сначала сверху вниз, а потом снизу вверх, задевая при этом подбородок, нос, брови и т.д...
Так и тут, при соблюдении этого правила все швы заглажены в направлении стока воды и капли дождя, превращаясь в струйки и потоки, не встречая на своем пути никакого препятствия скатываются до самой земли, что позволяет получить приличную непромокаемость даже без проклейки швов. Столь простая в понимании идея оказывается довольно трудно выполнимой на практике из-за технологических трудностей. И реализуется далеко не всяким производителем. Так что стоит посмотреть - соблюдено ли это правило на той палатке, которой Вы пользуетесь или которую собираетесь купить Фартук или юбка шириной 15 до 25 см ложится на землю или снег и отводит воду от дна. Плюс закрывает путь холодному воздуху во внутреннюю палатку. Может быть усилен ленточкой с петельками на углах для колышков Непромокаемое дно - это непромокаемое дно. Сразу решаются некоторые проблемы с выбором места.
Можно поставить палатку даже в лужу. Особенно ночью и если ты сильно устал. Непромокаемый тент-это непромокаемый тент. Он не протеч¸т и в л¸гкий дождик и в сильный секущий ливень.Надо сказать, что непромокаемость тканей тента и дна не абстрактное понятие ,а имеет свои единицы измерения-мм водного столбаквадратный метр ткани. То есть какой высоты в мм водный столб будет выдерживать квадратный метр ткани не промокая. Например, опираясь коленом на мокрый снег ,Вы созда¸те давление на материал штанов около 10000 мм в.ст.кв.м.
Тент палатки должен выдерживать не менее 3000 мм.в.ст.кв.м, а дно в 2 раза больше. Уважающие себя фирмы производители дают подобные характеристики. Вес палатки подобного типа не должен превышать 1.1 кг на человека. Чем больше вместимость,тем меньше вес на человека.