Эпос "Урал-батыр"
Самое крупное и древнейшее эпическое произведение башкирского фольклора. Дошедшее до нас из глубин веков, оно воплощает в себе социально-нравственные и эстетические воззрения наших далеких предков. Мысль о бессмертии, подвиги героев, борющихся против сил зла, прославление вечно живой и обновляющейся жизни - такова гуманистическая сущность эпоса «Урал-батыр». Красочна палитра художественных средств произведения, богата и самобытна его образная система, отражающая особенности языческого сознания древнего человека.Эпос башкирского народа «Урал-батыр» занимает достойное место среди великих памятников эпического наследия народов мира. Неслучайно его переводили на русский, английский, французский, турецкий и другие языки. Эпос «Урал-батыр» записал в 1910 году известный башкирский сказитель и собиратель фольклора М.Бурангулов от кураистов и знатоков башкирской старины. Тематика эпоса, несмотря на значительный элемент сказочной фантастики, героико-эпическая. Отец Янбирде и мать Янбике дали жизнь двум братьям - Уралу и Шульгену. Мальчики росли, и стало им известно, что Смерть сильнее человека. Урал с братом решают отправиться на поиски живого родника, вода которого сделает человека и природу бессмертными.
Но, пройдя через тернии и найдя родник, Урал-батыр решает, что должна быть бессмертной природа, а не человек. Главная мысль эпоса в том, что ценнее всего остального - любовь к отчизне, бессмертна только доброта во благо других. Заканчивается эпос поэтической картиной заселения Уральских гор, образованных из костей Урал-батыра, людьми, птицами и животными, появления на пастбищах табунов коней, стад коров. Хумай - птица-тотем башкир - приводит сюда стаю лебедей.
Аналога эпосу «Урал-батыр» в России нет.