Часа в два ночи завибрировал мой мобильный. СМСка, от Серого - Здравствуй, дорогой, с днем танкиста! Здоровья, счастья, денег побольше, любви, береги себя! Как обычно, каждое второе воскресенье сентября, Серега бухает всю ночь. И я пару раз принимал участие в его похождениях. Я хоть и не служил, но являюсь офицером запаса, а воинская специальность моя командир взвода средних танков. Сидишь ты Серега сейчас где-нибудь в кабаке, и вспоминаешь свой ЗабВО, и тебе счастья и удачи, дорогой, живи долго! А мне спать нужно, завтра (вернее уже сегодня) рано утром мы едем на Пороги. Едим, кстати, с еще одним танкистом, причем прошедшим горячую точку. Женька то спит сейчас, я думаю?!
Женька спал, но утром все равно был какой-то недовольный. А я в 7.00, уже у его порога со всем семейством: Светой, Егором и дедом в придачу. Дедушку мы по пути обещали к бабушке забросить в дом отдыха Строитель что в Карагайском бору.
По западному выезду из города выехали на объездную.


 
Она как обычно в отличном состоянии, оценка пять. Перед платиной Верхнеуральского водохранилища сворачиваем на лево, на Верхнеуральск. Дальше дорога похуже, но сносного качества, четыре с минусом - четыре. За Спасском на мосту через Урал утыкаемся в стадо коров.


Их гонят на тот берег на заливные луга, как раз в нашем направлении, а на узком мосту их не обойти, не объехать. Так и проплелись за коровами двадцать минут, пока не кончилась переправа.

Перед самым старым городом Челябинской области, то биш перед Верхнеуральском, остановились для короткого перекура. Женька сказал, что я не экономно еду. Я стал оправдываться – просто я же помню, как ты в прошлую поездку рвал, вот и хочу тебе угодить. Ну а вообще-то давай 100-110 и поедем, дорога до М5 пустая, будем ровно ехать.


Сказано – сделано, поехали дальше. Перед поселком Карагайский сворачиваем на право на Уйское, и через несколько километров уходим в лево в заповедный Карагайский бор. Дорога в лесу просто ужасная, когда-то, лет сорок назад может быть здесь и была хорошая насыпная, но с тех пор переменчивый уральский климат изуродовал ее до неузнаваемости. 14 километров до дома отдыха мы ползли целый час.


Фото сильно приукрашивает состояние дороги, но в тоже время не передает истинной красоты нетронутого соснового бора.



Тут впервые Женька начал отставать, если я крался по дороге как кошка, то как же ехал он? В глубине души я надеялся, что из этого удаленного кардона есть другой выезд, и это оказалось правдой. Другая дорога есть, через Петропавловку, она и короче вдвое, и не такая убитая.

К одиннадцати часам мы, наконец, добролись до дома отдыха Строитель, где отдыхали наши бабушки. Высадили там нашего дедушку, пообещав забрать его на обратном пути, и рванули дальше. Уже веселее преодолели дорогу до Петропавловки.



Женька, правда и здесь отстал, и когда я его ждал на трассе, то утешал себя тем, что вот он выберется на асфальт и покажет былую прыть. Но на асфальте прыти Женя не показал.
Я ехал с заранее оговоренной скоростью, а мой напарник все отставал и отставал, пока совсем не скрылся из зеркала заднего вида. Тем временем я уже подъезжал к райцентру Уйскому,



название которого созвучно с названием протекающей неподалеку речки.



Пока я фотографировался на фоне таблички, показался Жека, обогнал меня, да так удачно…После въезда в Уйское он не сбавил скорость, за что и был остановлен местными гайцами. Вот уж воистину, всему свое время, трассе – быстрая езда, а населенному пункту – медленная.

Из Уйского мы выехали вместе, но упрямый Женя опять начал отставать. Поразмыслив трезво, я пришел к выводу, что подстраиваться под него и ехать уж совсем медленно, смысла нет. А лучше использовать полученный запас времени на осмотр придорожных достопримечательностей. Домчав до поселка Кундравы, сворачиваю на лево и добираюсь до трассы М5.

Любимая и ненавистная М5. От Миасса она пересекает горные хребты Южного Урала. Красота конечно неописуемая, но и сложностей тоже гораздо больше. Эта трасса и на равнине достаточно загружена, а здесь на бесконечных подъемах собираются целые вереница фур и легковушек. Узкая, двухполосная, постоянно петляющая, с большим встречным трафиком, она практически не оставляет шанса увеличить среднюю скорость движения с помощью обгонов.



Но, тем не менее, мы добираемся до обелиска на границе Европы и Азии, здесь и ждем нашего Шумахера.



Тише едешь - дальше будешь, от того места к которому едешь. Дальше Женьку пропускаю вперед и еду за ним. Он же утыкается в хвост первой попавшейся фуре и плетется за ней на скорости сорок. У, нет дорогой, сам так ехай, я лучше тебя подожду впереди. Состояние трассы М5 на участке от Миасса до сворота на Зюраткуль на твердую четверку. На встречке нам попались две машины ДПС, не мудрено, хлебное место.



Останавливаемся у заправки перед поворотом на Бердяуш, ждем нашего незадачливого напарника. Далее сворачиваем с М5 на право на Бердяуш, и движемся до него по очень извилистой, но хорошей дороге. Проехав через весь поселок насквозь, попадаем на насыпную дорогу, и сразу же начинается серпантинный спуск. Вопреки рассказам и отчетам насыпная дорога от Бердяуша вполне хорошего качества, очевидно, что ее успели разровнять. Вполне можно ехать со скоростью 80 км/час.



А вот за деревней Романовка начался асфальт, правда, не надолго. Но и та насыпная дорога, которая была после асфальта, оказалась так же приличного качества. Она тянулась вдоль аллеи, и была уже запорошена облетевшей желтой листвой.



В деревню Пороги мы прибыли примерно к трем часам дня. Сама деревушка тянется вдоль пруда и упирается в саму платину.

Короткая справка: Урочище Пороги - природно-исторический комплекс, одно из живописнейших мест Уральского региона, находится рядом с деревней Пороги (Саткинский район Челябинской области). Здесь, на горной реке Большая Сатка расположено уникальное гидросооружение - старинная плотина, построенная в начале прошлого века, памятник индустриального зодчества. Комитет ЮНЕСКО по охране памятников истории и культуры в 1993г. присвоил Порогам статус памятника международного значения.



Очень интересно о комплексе Пороги рассказывает ставший уже постоянным нашим путеводителем Всеволод рекомендую прочесть.

Сама плотина, построенная немцами, представляет собой весьма впечатляющее зрелище, которое лучше увидеть собственными глазами. По плотине можно перейти на другой берег реки, никаких преград здесь пока не поставили. Таким образом, осмотреть плотину можно со всех сторон и полностью удовлетворить свое любопытство.




Что интересно, древняя гидроэлектростанция на Порогах до сих пор действует и обеспечивает электричеством жителей близлежащих поселков. Это и не мудрено, потому - что вся передовая индустрия Европы начала века трудилась над ее созданием. Порожские гидротурбины немецкой фирмы Бригель, Хансен и К° изготовлены в городе Готе (значит, Бог) в 1909 году. Генератор третьей турбины собран швейцарцами фирмы Браун, Бовери и К». Мостовой кран привезен из английского города Бирмингема. Отсюда же дробилка и подъемные механизмы на плотине. Электроплавка велась в дуговых печах Эру из Франции.



Впрочем, плотина - далеко не единственное, ради чего стоит ехать на Пороги. Здесь еще и замечательная природа, великолепные пейзажи. Чего только стоит образовавшийся перед плотиной красивейший пруд в широком каньонообразном ущелье глубиной более 300 метров между хребтами Чулкова и Уары! По высоким скалистым берегам, покрытым хвойным лесом, стелятся туманы, а в солнечную погоду над искусственным водопадом в фонтане брызг переливается радуга. Здесь можно просто хорошо отдохнуть душой и насладиться уральскими пейзажами, ничем не уступающими знаменитым швейцарским!




На обратном пути наша экспедиция сделала привал на берегу речки Большая Сатка. Немножко подкрепившись, отправляемся дальше. Опять через Бердяуш выезжаем на трассу М5, по которой добираемся до ближайшего (западного) сворота на Златоуст. Здесь уже по традиции дожидаемся отставший второй экипаж.

На въезде в Златоуст открывается потрясающий вид на хребет Таганай:



Златоуст был основан в 1754 г. одновременно с железоделательным заводом и назван в честь святого Иоана Златоуста. Город расположен на границе Европы и Азии на берегах реки Ай и ее притоков. Город со всех сторон окружен горами Южного Урала.
В 1815 году была построена оружейная фабрика, которая производила самые различные виды холодного оружия (клинки, сабли, шпаги, кинжалы, ножи). В это время в Златоусте зародилось редкое прикладное искусство - гравюра на стали. Основоположниками художественной обработки металла были Иван Бушуев и Иван Бояршинов.
На многих гравюрах Ивана Бушуева был изображен крылатый конь, что и дало Ивану произвище Иванко Крылатко. С этого времени на гербе Златоуста появился крылатый конь.



Первым делом мы остановились у памятника П.П..Аносова – великого русского ученого и металлурга, который внес большой вклад в развитие гравюры. Под его руководством была получена впервые в России булатная сталь.



Времени на детальный осмотр города у нас уже не оставалось, поэтому мы ограничились проездом по всему городу. В целом он оставляет приятное впечатление, если бы не знакомый с детства запах выбросов металлургического производства, то его вполне можно спутать, допустим, с Туапсе. Кажется, что вон за той горой плещется море. Лично мне понравилась улица Карла-Маркса, застроенная милыми сердцу сталинскими домами.




Сегодня Златоуст - это один из наиболее насыщенных индустрией город на Урале, исторически сложившийся центр качественной металлургии, третий по промышленному потенциалу и количеству населения в Челябинской области. По состоянию на 01.2006 года в городе проживало 190,3 тыс.жителей.
Из европейского Златоуста в азиатский Миасс направляемся по дороге расположенной немножко севернее трассы М5. Она очень хорошего качества (твердая 5), и гораздо менее загружена.



По дороге решаем посетить Александровскую сопку. Вершину, на которой бывал император Александр II, и с которой открывается замечательный вид на эти два города, и на окружающий ландшафт. Но я сделал тактическую ошибку, пропустив вперед Женьку, наивно радуясь, что он не будет отставать. Он действительно не отставал, более того он так топнул, что проехал и сопку и все на свете. Когда же его нога разжала, наконец, педаль газа то мы уже подъезжали к Миассу. Хорошо, что хоть не проскочили сворот на озеро Тургояк.



Озеро Тургояк, красивейшее озеро в горах к северо-западу от Миасса. Его даже называют младшим братом Байкала. Горные берега, поросшие стройными соснами, живописные пейзажи, чистейшая вода.




На противоположном берегу озера расположен Ильменский заповедник. Еще одна достопримечательность Тургояка, это остров Святой Веры на котором находится древний долмен. Сюда, как и в Златоуст мы обязательно вернемся в следующем году.
Мы стояли и любовались красивейшим видом озера, прозрачнейшей водой и теплым сентябрьским вечером. Рядом купались мальчишки, чуть поодаль пришвартовывался экскурсионный катер, Егор с Дашей что-то строили на песке. Ой, какой зайчик прыгает – вдруг сказала маленькая Даша. Неверующие взрослые хором ей ответили – да, конечно, какой красивый солнечный зайчик скачет. Но тут из под бетона показалась чья-то мохнатая мордочка.



Девушкам, были уверены, что это песец, ну, в крайнем случае, норка. А зверек вовсе нас не боялся и периодически выныривал из под бетонной плиты в надежде на лакомство.

Обратный путь лежал через Миасс – город автомобилестроителей.



Кому не известен вездеход Урал, многочисленные копии которого бороздят бескрайнее российское бездорожье. А ведь УралАЗ не был изначально главной достопримечательностью города. Возник Миасс в 1773 г. в связи с основанием Миасского медеплавильного завода на р. Миасс на базе открытого в 1754 Миасского месторождения медных руд (завод закрыт в начале 1820-х гг.). Гидроним первоначально употреблялся в форме Миас, в советское время в употреблении закрепилось написание Миасс. В 1797 г. на р. Ташкутурганка, левом притоке р. Большой Иремель (близ Миасского завода), было открыто первое месторождение золота (современный прииск Ленинский, бывший Царёво-Александровский). В 1820-е гг. в долине р. Миасс были обнаружены богатейшие на Урале золотые россыпи (здесь был найден один из самых крупных в мире золотых самородков "Большой треугольник" массой 36.2 кг). Среднегодовая добыча золота на Миасских приисках составляла около 40 пудов.
Сейчас в связи с полнейшим цейтнотом во времени мы лишь проезжаем город насквозь. Остановились лишь у дворца культуры Автомобилестроителей для того чтобы в ближайшем магазине пополнить запасы воды.



Все те же, уютные сталинки, я еще не видел ни одного одинакового сталинского дома.

Ну, все время поджимает, пора в обратный путь, мне еще нужно заехать в дом отдыха за дедушкой, а это как минимум 14 километров по бездорожью. Женьку уже не ждем, он безнадежно отстал. Миасс-Кундравы-Уйское пролетели на одном дыхание.



На подъезде к Петропавловскому уже были плотные сумерки. Здесь я рассчитывал заправиться, ведь ехать в лес на подсосе вовсе не хотелось. Но меня поджидал очередной удар, заправка, которую я запреметил еще по дороге туда оказалась строящейся, и мне пришлось ехать тридцать километров до Карагайки заправляться, а потом и обратно, так как на дорогу идущую по бору я не сунулся. На обратном пути мы встретили Женю, он приспокойно направлялся домом, их то дедушка сидит дома. В лес мы въехали уже в полной темноте. Я с трудом узнавал дневную дорогу, да еще и хорошо приложился обеими мостами о приличную яму. Но дедушку мы героически забрали из лесной глуши.
Вторую поездку подряд мы смазываем впечатление нежелательными приключениями. Но все равно потом помнится только приятное, а все остальное вызывает лишь улыбку!

Всего пробег 830 километров.


Авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Туристические объекты на карте