Историко-природный комплекс "Пороги" — памятник индустриального наследия. Это первый в России ферросплавный завод с гидроэлектростанцией, которая работает до сих пор.

 

 

Прошлое

Промышленная колонизация Южного Урала пришлась на XVIII век. Империя Демидовых, Строгановых и других промышленников раскинулась по всей зоне предгорий и гор. В конце XIX века через Уральские горы пролегает нитка трансконтинентальной железнодорожной магистрали - уникальнейшего инженерного сооружения, проложенного на этом отрезке без единого тоннеля. Участок Златоуст— Обь (Новосибирск) — вечный памятник инженеру "всех времен и народов" Гарину- Михайловскому. Территория нынешнего Саткинского района не осталась в стороне.

В это время в Сатке работает столь же великий российский инженер - Александр Филиппович Шуппе, управляющим металлургическим заводом. В 1905 году Александр Филиппович Шуппе производит рекогносцировку в нижнем течении р. Б.Сатка — здесь он планирует строительство первого в России электрометаллургического завода. Такое место А. Ф. Шуппе находит в 35 верстах от Саткинского завода, в 18 верстах от ж.д.станции Бердяуш и в 5 верстах выше впадения р. Б. Сатка в р.Ай. , зажатой между двумя хребтами Уары и Чулковский было выбрано место под строительство. Тут же рядом на Чулковском хребте предполагалось добывать кварцит — исходное сырье для получения ферросилиция.

Начиная с 1906 года, ведется проектирование гидроузла и заводского комплекса. Эту работу выполнил ученый-гидродинамик, профессор Б. Бахметьев. В архиве завода и до настоящего времени сохранились некоторые чертежи, подписанные его рукой.

6 мая 1908 года образуется фирма "Уральское электрометаллургическое товарищество графа А. А. Мордвинова, графини Е.А. Мордвиновой, барона Ф. Т. Роппа и А. Ф. Шуппе". На средства этого товарищества и началось строительство завода в урочище Пороги на р. Б. Сатка.

1 июля 1910 года завод "Пороги" (названный так в память о каменных порогах, затопленных прудом) был пущен в эксплуатацию. 12 июля 1910 года заводские печи выдали свою первую опытную плавку ферросилиция, а 24 августа этого же года была выпущена опытная плавка феррохрома весом 954 кг Таким образом, Порожская ГЭС является старейшей действующей промышленной ГЭС в границах России.

 

Настоящее

В 1993 году комплекс "Пороги" вошел в число основных претендентов на включение в Мировой список памятников индустриального наследия ЮНЕСКО, постановлением Челябинской областной Думы № 378 от 15 февраля 1996 года комплекса "Пороги" объявлен памятником истории и культуры областного значения». В настоящее время в поселке Пороги насчитывается два десятка местных жителей. Электроэнергией поселок, так же как и его "соседка" деревня Постройки, снабжается по-прежнему, от Порожской ГЭС. В Порогах функционирует туристский приют, который вмещает 50 человек, и отель "Пороги" *.

 

Уникальность комплекса "Пороги"

1. Гидроэлектростанция в составе комплекса - старейшая действующая ГЭС России.

2. Плотина этой ГЭС — по-видимому, единственная не только в отечественной, но и в мировой практике, по конструктивному решению. Плотина ГЭС "Пороги" выполнена путем кладки на растворе грубоотесанных камней прямоугольной формы с правильной перевязкой швов, причем поперечное сечение плотины повторяет характерный профиль водосливной части бетонных гравитационных плотин: верховая грань, близкая к вертикальной, низовая, выпуклая в верхней части и вогнутая в нижней.

3. Уникальность оборудования машинного зала ГЭС (турбин) :
— все турбины уникальны, как изготовленные по индивидуальному заказу;
— турбины изготовлены ведущими фирмами Европы, которые непосредственно стояли у истоков гидроэнергетики;
— турбины являются действующими до сих пор, претерпев минимальные реконструкции, что уникально в мире вообще. Сам набор оборудования производства разных фирм является незаурядной музейной коллекцией истории техники начала ХХ века.

4. Технологический процесс производства ферросплавов в электродуговых печах с использованием кремния, как восстановителя, является самым прогрессивным в мире на тот период. Кроме того, завод в Порогах является первым в России производством по выплавке ферросплавов.

 

Проблемы

Ухудшение эксплуатационных качеств и технического состояния:
- гидротехнических сооружений (заиление водохранилища; ухудшение состояния плотины - деформация быков, появление трещин в теле плотины, появление протечек.
- оборудования машинного зала ГЭС .

В связи с вышеуказанным возникает главная проблема - проблема сохранения комплекса, как уникального памятника истории техники; проблема свертывания производства, как экономически невыгодного, и, как результат, проблема разрушения комплекса: зданий, сооружений и промышленного оборудования.

Исходя из вышеизложенного, следует:
Сохранение и возрождение природно-исторической среды комплекса " Пороги" в традициях российской инженерии, включение в культурный (научный, производственный, туристский) оборот региона, страны, мира.

 

Рабочими задачами будут:

1. Сохранение памятника индустриальной культуры — комплекса "Пороги".
2. Возрождение самобытности башкирских, старообрядческих, промышленных поселений Южного Урала в рамках этнографической деревни.
3. Сохранение и возрождение природных ландшафтов.
4. Организация музейно-исторического комплекса и его научно-технической инфраструктуры.
5. Организация производственной, туристско-экскурсионной инфраструктуры и деятельности.

Природный  комплекс Пороги

Плотина. Автор профессор Борис Бахметьев

Плотина. Автор профессор Борис Бахметьев

Машинный зал

Машинный зал

Регулятор скорости

Регулятор скорости







Регулятор скорости

Малая турбина из Германии





Лебедка из Англии

 

  • Историко-природный комплекс "Пороги" — памятник индустриального наследия.
  • Историко-природный комплекс "Пороги" — памятник индустриального наследия.
  • Историко-природный комплекс "Пороги" — памятник индустриального наследия.
  • Историко-природный комплекс "Пороги" — памятник индустриального наследия.
  • Историко-природный комплекс "Пороги" — памятник индустриального наследия.
  • Историко-природный комплекс "Пороги" — памятник индустриального наследия.

Комментарии  

linkin
# linkin 24.01.2012 04:15
Интересное местечко, а как туда на машине пробраться?
Леха
# Леха 24.01.2012 04:16
Можно на карте себе выбрать дорогу:
километровка bashturist.ru/.../...
2-х км (лист 44): bashturist.ru/maps/1x200000/
смотреть на север от Бердяуша, п.Пороги
Анна
# Анна 24.01.2012 04:16
туда можно через бердяуш а можно через сатку доехать. Мы и там и там проезжали. Указател есть мимо не проехать. И к тому же местные жители подскажут всегда.
Вадим
# Вадим 24.01.2012 04:17
Подскажите, последняя фотография где сделана?


Авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Туристические объекты на карте