А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


ЛАВИНА
(нем. Lawine, от ср. -век. лат. labina – оползень), снежный обвал, масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых горных склонов. Образование Л. возможно во всех горных р-нах, где устанавливается устойчивый снежный покров. Наиболее часты сходы Л. на Кавказе и в горах Ср. Азии. Л. могут возникать в любое время года и суток: от перегруженности снегом склонов во время метели или после обильных снегопадов вследствие малой силы сцепления между новым снегом и подстилающей поверхностью ( сухие Л.); во время оттепелей или после дождей из-за возникновения между слоем снега и подстилающей поверхностью склона водной смазки и пропитывания водой снежной толщи ( мокрые Л.); при образовании в ниж, слоях снежной толщи разрыхлений, состоящих из не связанных друг с другом кристалликов, по к-рым скользит верх. плотный слой снега («снежные доски»). По характеру движения различают: осовы – снежные оползни, соскальзывающие по всей поверхности склона; лотковые Л., движущиеся по ложбинам и эрозионным бороздам; прыгающие Л., к-рые свободно падают с уступов. Плотность снежной массы в сухой Л. 30 – 60 кг/м', в мокрой – 600 – 800 кг/м3; ср. скорость движения Л. 20 – 30 м/с, иногда достигает 50 – 60 м/с; давление снега по фронту падающей Л. может превышать 100 тс/м'. Обладая огромной разрушит. силой, Л. нередко становятся причиной катастроф – гибели людей, нарушения нормальной эксплуатации дорог, пром. сооружений, спорт. комплексов. Поэтому в горных р-нах с повышенной лавинной опасностью, где постоянно находятся (работают или отдыхают) люди, создаются горнолавинные службы и горнотехн. надзор, ведущие постоянное наблюдение за лавинной обстановкой в горах. При возникновении угрозы схода Л. службы уведомляют местные власти и тур. орг-ции, закрывают горнолыжные трассы, а при необходимости вызывают (с помощью обстрела или взрывов скоплений снежной массы) искусств. сход Л. Так как маршруты самодеят. туристов, как, правило, пролегают вдали от населенных пунктов, в р-нах, где подобных служб нет, следует по возможности избегать лавиноопасных мест, обходить их стороной. Если в горах выпал снег, образовав снежный покров толщ. 30 – 50 см, надо 2 – 3 дня подождать с выходом в высокогорную или безлесную зону; при толщине снежного покрова св. 50 см выход назначается через 4 – 5 дней (но и после этого возможность схода Л. сохраняется). Наиболее лавиноопасны V-образные долины (рис.), мульды, кулуары, желоба и склоны под ними, а также открытые крутые склоны, покрытые толстым споем снега. Преодолевать опасную зону лучше всего по менее заснеженным выпуклым формам рельефа – широким контрфорсам, гребням; группы деревьев, высокий кустарник, скальные острова служат опорой снежной массе, а густой, плотный лес даже на крутых склонах сравнительно надежно защищает от Л.
Опасную зону преодолевают по одному с интервалом до 100 м (на открытом склоне). Двигаться по склону лучше всего след в след строго вверх, в крайнем случае наискось, т. к. поперечное (горизонтальное) пересечение снежного пласта может «подрезать» его, нарушить прочность сцепления снега с подстилающей поверхностью и вызвать Л. Находясь в лавиноопасной зоне, нельзя шуметь, громко разговаривать; распоряжения отдаются тихим голосом либо жестами. Для обеспечения безопасности из группы выделяют одного или неск. наблюдателей, к-рые криком или иным способом подают сигнал о возникновении Л. (иногда массы снега «текут» по склону почти бесшумно). Перед выходом на опасный участок все участники перехода привязывают к поясу или на руку выше локтя лавинные шнуры; аптечка, лавинные лопаты и зонды (см. Лавинное снаряжение) находятся у наблюдателей или у замыкающих.

При возникновении Л. надо возможно быстрее покинуть опасную зону, лучше всего косым спуском. Если уйти от Л. не удается, надо немедленно освободиться от ледоруба, рюкзака и лыж (для этого перед выходом на опасный склон расстегивают поясной ремень рюкзака, снимают с руки темляк ледоруба и развязывают длинномерные крепления лыж), закрыть шарфом или воротником свитера рот и нос, чтобы в них не набилась снежная пыль, и, энергично выполняя руками и ногами плавательные движения, стараться удержаться на поверхности снежной массы, по возможности продвигаясь к краю Л. Оказавшись под снегом, следует поджать колени к животу и согнутыми руками прикрыть лицо, одновременно отжимая снег у рта, чтобы можно было свободно дышать. Как только Л. остановилась, необходимо сразу же сделать все возможное для освобождения из-под снега, т. к. неподвижный он быстро уплотняется и смерзается, грозя замуровать попавшего в Л. Если выбраться самостоятельно невозможно, надо в ожидании помощи сохранять спокойствие, экономить силы и воздух, всячески бороться со сном. Кричать можно и нужно только тогда, когда слышны крики спасающих или их шаги. Известно много случаев, когда людей извлекали живыми после неск. суток снежного плена.

Степень лавиноопасности долин различного поперечного профиля: а – условно безопасная (широкая долина с пологими склонами, покрытыми лесом или кустарником, возможен сход мокрых лавин и снежных селей после долгих дождей); б – относительно безопасная (корытообразная долина со ступенчатыми склонами средней крутизны 25 – 500, покрытыми редким лесом, возможен сход локальных лавин); в – лавиноопасная (корытообразная долина со склонами крутизной 45 – 500, безлесными или покрытыми молодым лесом и кустарником); г – лавиноопасная (корытообразная долина с безлесными склонами крутизной свыше 150); д – очень лавиноопасная (V-образная долина с безлесными склонами крутизной более 450); е – очень лавиноопасная (корытообразная или V- образная долина с каньоном)

Если кто-либо из группы попал в Л., наблюдатель фиксирует (по ориентирам на местности) «место исчезновения» пострадавшего и по движущимся комьям снега от «места исчезновения» до их полной остановки замечает «место остановки». Как только движение снега прекратилось, по указаниям наблюдателя, с учетом местного ландшафта определяют наиболее вероятное местонахождение пострадавшего и немедленно приступают к его поиску, применяя лавинные зонды и лыжные палки. Обнаружив пострадавшего, его откапывают, используя лавинные лопаты ледорубы, крышки от кастрюль и др. Прежде всего освобождают голову, чтобы пострадавший мог свободно дышать Освобожденному из-под снега при необходимости делают искусств. дыхание, массаж сердца, согревают, дают горячее питье; при травмах и шоке принимают соотв. меры. Если в течение 40 – 50 мин пострадавшего обнаружить не удалось, то, продолжая интенсивные поиски, вызывают спасателей или обращаются за помощью в ближайший населенный пункт.
Лит. Кропф Ф., Спасательные работы в горах, 2 изд., М., 1975; 0туотер М., Охотники за лавинами, пер с англ., 2 изд., М., 1980; Санин В.. Белое проклятье, М., 1984


ЛАВИННОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
спец. снаряжение, применяемое для поиска попавших в лавину людей. Подразделяется на общественное (лавинные зонды, лавинные лопаты), к-рое должно быть у группы туристов, совершающей поход в лавиноопасном р-не, и входить в состав основного, штатного, снаряжения контрольно-спасательного отряда, и личное (напр., лавинный шнур, радиомаячок), к-рое необходимо иметь каждому туристу.

Лавинный зонд – металлич. стержень дл. 3 – 4 м, составленный из неск. свинчивающихся частей – прутков диам. 5 – 6 мм или трубок сечением не св. 18 мм; длина каждой части обычно выбирается такой, чтобы соединенные 2 – 3 части зонда можно было использовать в качестве стойки для палатки. На одном конце зонда имеется ручка, на другом – наконечник с зацепом. При зондировании лавины лавинный зонд погружают в снежную массу до упора и по зацепившемуся за наконечник веществу (частицам ткани, комочкам земли, кусочкам льда) определяют характер встретившегося препятствия (рис.).

Лавинное снаряжение: а – лавинный зонд; б – лавинная лопата.

Лавинная лопата изготавливается из стали, дюралюминия или титана; имеет форму широкого совка с ребрами жесткости и слегка загнутыми краями. При помощи разрезного фланца лопата надевается на деревянную палку (древко) или ледоруб; для прочного жесткого крепления фланец затягивается накидным кольцом или муфтой с винтами. Лавинная лопата используется для откапывания засыпанных снегом людей, рытья траншей при зондировании лавины, а также для выравнивания площадок под палатки, сооружения из снега или фирна ветрозащитных стен и в др. целях. При необходимости в качестве лавинной лопаты можно использовать лист дюралюминия толщ. 1,5 – 2 мм размером примерно 350х500 мм, на одной {длинной) стороне к-рого имеются крупные (40х25 мм) зубья, а вдоль другой (короткой) делается прорезь (обычно одна, реже несколько) для захвата листа рукой в рукавице.

Лавинный шнур – тонкий капроновый шнур или тесьма дл. 15 – 25 м яркого, хорошо заметного на снегу цвета – красного, зеленого, синего. В качестве такого шнура не рекомендуется использовать покрашенную хлопчатобумажную тесьму или киперную ленту, т. к. на них легко налипает снег и шнур становится незаметным. Перед прохождением лавиноопасного участка шнур распускают и одним концом крепят к одежде или поясу туриста либо обвязывают вокруг талии, оставляя другой конец свободным. При попадании туриста в лавину легкий шнур выносится к поверхности лавинной массы и по нему находят засыпанного.

Радиомаячок – небольшой карманный (с пачку сигарет) радиопередатчик с радиусом действия до 50 – 100 м. По сигналам радиомаячка при помощи обычного радиоприемника, ориентируясь по макс. громкости сигналов, можно быстро найти попавшего в лавину. Подобные радиомаячки за рубежом наз. «электронные сенбернары» или «пипсы» (по названию первого поискового радиоаппарата), в СССР радиомаячкам дано общее назв. – «Поиск». Лучшие образцы зарубежных поисковых аппаратов (выпускаются неск. фирмами в Австрии, США и др., странах) представляют собой приемопередающие радиоустройства массой от 100 до 200 г, способные работать в режиме передачи на одном комплекте батарей непрерывно от 2 нед до 2 мес. При попадании участника группы в лавину оставшиеся туристы (альпинисты) переключают свои аппараты на прием и быстро находят пострадавшего (дальность обнаружения 30 – 40 м). Первый пром. образец подобного отечеств. аппарата ТМ-01 (тур. маяк – модель 1) содержит только радиопередатчик, излучающий прерывистые радиосигналы частотой 800 кГц (340 м). Поэтому в группе необходимо иметь не менее двух радиоприемников со средневолновым диапазоном. Время непрерывной работы ТМ-01 на одном комплекте питания не менее суток. Используемый в ТМ-01 элемент «крона ВЦ» работает при темп-ре выше 10'С, поэтому аппарат следует носить как можно ближе к телу (под свитером, штормовкой). Дальность обнаружения пострадавшего при помощи транзисторного радиоприемника не менее 12 м. Габаритные размеры аппарата 95х72, 5х22 ми, масса 150 г.


ЛЕДНИК
скопление льда атм. происхождения, движущееся по земной поверхности; образуется в тех р-нах, где твердых атм. осадков выпадает больше, чем стаивает и испаряется. Скорость движения Л. достигает неск. см/сут, а у отд. крупных горных Л. – неск. м/сут.

С Л. туристы встречаются практически только в горах. Горные Л. подразделяются на долинные (образуются в верховьях долины и стекают по ней вытянутым ледниковым языком, напр. ледник Федченко на Памире, Энгильчек на Тянь-Шане, Дыхсу на Кавказе), каровые (в чашеобразных углублениях – карах – на склонах гор, языка не имеют), висячие (в слабо выраженных впадинах на крутых склонах, имеют короткий круто падающий язык; характерны обвалы и ледовые лавины), вершинные (на отдельно расположенных плоских или конич. вершинах гор, в последнем случае имеют неск. языков, напр. ледники Эльбруса, Казбека), возрожденные(образуются на дне долины из обвалов льда с висячих Л. или при разрыве долинного Л. на крутой высокой ступени, напр. ледник Уллу-Кам в Приэльбрусье).

В зависимости от кол-ва осадков и скорости таяния Л. либо наступает, либо отступает, становится обширнее или сужается. Из-за нагрева скал и береговых морен края Л. стаивают быстрее его центр. части; при быстром отступлении Л. участки льда на конце языка, обычно покрытые сплошной поверхностной мореной, т. н. моренным чехлом, отделяются от тела Л. и перестают двигаться (такой лед наз. «мертвым»). Благодаря моренному чехлу «мертвый» лед стаивает неравномерно и на его поверхности образуются воронки, озерца, крутые ледовые стенки, поэтому движение по «мертвому» льду требует большой осторожности.

Под срединными моренами и большими непрогреваемыми на солнце каменными глыбами лед тает медленнее открытого, в результате вокруг морен образуются глубокие впадины, заполненные талой водой, а глыбы оказываются на ледяных ножках (такие глыбы на ножках наз. ледниковыми столами или грибами). Маленькие камни хорошо прогреваются солнечными лучами, лед под ними быстрее тает и образуется ледовый стаканчик. Талая вода, стекающая по Л., промывает в нем канавки и борозды, образует ручьи и реки, часто недоступные для переправы. Попадая в трещину, вода размывает лед и при смыкании трещины может остаться ледниковый колодец диам. до 2 м, по к-рому вода попадает во внутр. каналы Л. и к его ложу. Колодцы, присыпанные снегом, представляют такую же опасность, как и закрытые трещины – в них можно провалиться. Вытекающая из языка вода вымывает во льду горизонтальное конусообразное углубление – ледниковый грот; встречаются очень красивые просторные гроты, но заходить в них, а тем более располагаться на отдых, опасно, возможны вывалы камней и ледяных глыб из свода.

Часто под воздействием солнечных лучей и ветра на поверхности Л. из льда или фирна образуются наклонные конусообразные выступы – кальгаспоры – выс. до 1,5 м и более, к-рые обычно располагаются рядами и нередко занимают значит. площади. Внешне кальгаспоры напоминают фигуры молящихся, поэтому иногда их наз, «снегами кающихся». Небольшие кальгаспоры используют в качестве ступеней при движении по крутым склонам. Многочисленные высокие кальгаспоры на относительно пологой поверхности могут оказаться труднопроходимой преградой.

Горные Л. представляют собой наиболее удобный путь ко мн. перевалам и вершинам, на них устраивают биваки и разбивают промежуточные лагери при сложных восхождениях. Но Л. может стать и серьезным препятствием для туристов и альпинистов, гл. обр. из-за сложности рельефа (многочисл. трещин и колодцев, ледовых рек, ледяных стенок и кальгаспоров, промоин и ледопадов), внезапных сильных ветров и пурги, возникающих, когда масса охлажденного над Л. воздуха стекает вниз вблизи его поверхности.


ЛЕДОВЫЙ МОЛОТОК
инструмент, применяемый горными туристами и альпинистами для забивания и извлечения скальных и ледовых крючьев, для вырубки ступеней и зарубок во льду при преодолении крутых (до 70') ледовых склонов, а также как опора для рук при подъеме на «кошках» по крутому ледовому склону.

Ледовый молоток: 1 – «клюв», 2 – боек; 3 – темляк, 4 – обрезиненная ручка

Л. м. имеет металлич. головку с тупым (боек) и заостренным («клюв») концами на металлич. ручке дл. ок. 35 см, обтянутой резиной (рис.). Характерная форма «клюва» Л. м. обеспечивает надежное закрепление его во льду; снизу «клюв» имеет зубцы для вытягивания забитых крючьев. На конце рукоятки крепится темляк (из репшнура или капроновой ленты), к-рый при работе надевается на руку. В походном положении Л. м. лучше и безопаснее подвешивать к поясу или рюкзаку. При переноске желательно на острие «клюва» надевать чехол (напр., отрезок резиновой трубки). Часто на конце рукоятки делают небольшой упор (или дужку), предохраняющий кисть руки от случайного удара об лед. Масса Л. м. 0,65 – 0,9 кг.


ЛЕДОПАД
участок ледника с множеством трещин, расчленяющих его на отд. глыбы. Образуется в местах крутого перегиба продольного профиля ложа ледника. Протяженность Л. может достигать неск. сотен м. При таянии ледяные глыбы Л. превращаются в причудливые колонны и пирамиды – с е р а к и. Из-за непрерывного движения льда рельеф Л. постоянно меняется: разрушаются отд., глыбы, расходятся и закрываются трещины.

Л. являются серьезным препятствием в горном походе, нередко определяющим сложность маршрута: он опасен обвалами сераков, наличием большого числа ненадежных снежных и ледовых мостов через трещины. При возможности Л. обходят по участкам «спокойного» льда, склонам долины или береговым моренам. При необходимости короткие Л. проходят утром, до восхода солнца; для преодоления протяженных Л. иногда требуется неск. дней. Рекомендовать однозначно путь в Л. невозможно; наиболее часто Л проходят по вогнутым участкам и ледовым желобам, где вследствие сжатия верх. слоев льда число трещин уменьшается, Некоторые Л. удается пройти по рандклюфту.


ЛЕДОРУБ
основной и наиболее универсальный элемент снаряжения горных туристов и альпинистов. Применяется для самостраховки при движении по льду, снежным и мокрым травянистым склонам, для рубки ступеней, зондирования снежных мостов, обработки скальных трещин и выступов и т. д., а также при бивачных работах. Состоит из головки с «клювом» и лопатки, укрепленной на рукоятке со штычком (рис. 1).

Головка Л. обычно выковывается из вязкой легир. стали, Рукоятки Л. делают из древесины (обычно из прямослойного ясеня или клена), пластмассы или металла. Деревянные рукоятки (древка) удобны для пользования, но они недостаточно прочны для страховки и самостраховки. Поэтому все чаще в горных походах пользуются Л. с металлич. и пластмассовыми рукоятками. Наиболее прочны трубчатые рукоятки из высоколегир. сплавов легких металлов, защищенные морозоустойчивые синтетич. покрытием. Менее прочны, но столь же практичны рукоятки из пластика, армированного стекловолокном.

Большинство Л. снабжено темляком, к-рый крепится к подвижному кольцу на рукоятке, перемещение кольца по рукоятке ограничено стопорным винтом или П-образным упором. Темляк лучше всего делать из капроновой тесьмы, т. к. она прочнее хлопчатобумажной, не впитывает влагу, не «дубеет» на морозе. При совр. технике передвижения в горах темляком пользуются лишь в несложных походах. На крутых фирновых склонах и ледовых стенках лучше подстраховывать Л. тонким репшнуром или спец. тесьмой (дл. 120 см, шир. до 5 см), к-рая может также использоваться непосредственно для самостраховки.

Рис. 1. Ледоруб: 1 – «клюв»; 2 – лопатка; 3 – кольцо, 4 – темляк; 5 – антапка; 6 – ограничитель; 7 – рукоятка (древко); 8 – штычок, 9 – отверстие для страховки.
Рис. 2. Лопатка Месснера: 1 – лопатка; 2 – головка ледоруба; 3 – рукоятка ледоруба.
Рис. 3. Проверка прочности рукоятки ледоруба: 1 – головка; 2 – рукоятка; 3 – штычок.


Очень практичным дополнит. средством является лопатка из легкого металла (напр., из титанового сплава), надеваемая на «клюв» Л. (т. н. лопатка Месснера). Л. с лопаткой (рис. 2) хорошо служит, напр., для страховки на крутом фирновом склоне, при устройстве снежных пещер, как лавинная лопата.

Длина Л.(от 60 до 100 см) подбирается по росту туриста применительно к характеру маршрута. Для несложных походов Л. выбирают такой длины, чтобы он касался земли, удерживаемый за головку в вытянутой руке. Для переходов по пологим ледникам нормальной считается длина Л. 80 – 85 см, а по крутым ледовым склонам – 65 – 75 см. На сложных скально-ледовых маршрутах более удобны укороченные Л. (дл. менее 65 см), или айсбайли. Укороченные Л. с металлич. рукояткой применяются гл. обр. альпинистами при высотных восхождениях и малопригодны для тур. походов. Масса Л. от 900 до 1200 г (в зависимости от длины Л. и материала рукоятки).

Перед походом полезно убедиться в достаточной прочности выбранного Л. Наиболее простой способ – ударить лопаткой Л. по доске, а также подвесить к середине рукоятки груз 80 – 90 кг (рис. 3). Выдержавший эти испытания Л. можно считать годным для несложного похода.
Лит.: Хубер Г., Альпинизм сегодня, пер. с нем., М., 1980; Горный туризм, Тю., 1981; Снаряжение для горного туризма, М., 1987.


ЛЕСТНИЦА
предмет тур. и альп. снаряжения для преодоления очень крутых, отвесных или имеющих отрицат. угол наклона форм рельефа, ледниковых трещин или колодцев. Л. для подъема и спуска делается из дюралюминиевых ступеней уголкового, швеллерного или трубчатого профиля, прикрепляемых к прочным веревкам или металлич. тросикам. Л. для прохождения ледниковых трещин выполняются жесткими из дюралюминиевых профилей.

Лесенка: 1 – веревка; 2 – деревянные (металлические) ступени (перекладины).

Гибкие Л. используются горными туристами и альпинистами обычно в сочетании с искусств. точками опоры (напр., крючьями), имеют дл. до 1,5 м (3 – 4 ступени). Л., применяемые спелеотуристами, имеют дл. до 20 – 50 м. Масса гибких Л. 0,1 – 0,25 кг на 1 м длины, жестких – 0,3 – 0,5 кг на 1 м длины. С кон. 1970-х гг. спелеотуристы вместо Л. чаще пользуются веревкой или тросом.


ЛОДКА НАДУВНАЯ
резиновая, речное гребное судно, обводы к-рого образованы одним или неск. надувными баллонами. Как правило, Л. н. делают цельноклееными из резины или прорезиненной ткани с неск. надувными отсеками, надувным дном и дополнит. оборудованием в виде банок, тента и т. п.(рис. 1). На Л. н. имеются весла и уключины для распашной гребли, однако туристы чаще применяют либо каноистскую, либо байдарочную греблю. Гребцы в Л. н. размещаются на бортах или на поперечных банках (сиденьях) (рис. 2).

Различают Л. н. одно- и многоместные (из-за наличия груза тур. вместимость выпускаемых пром-стью лодок неск. ниже паспортной}. В водном Т. в качестве одноместных используются Л. н. пром. изготовления, предназначенные для охотников и рыболовов (ЛТН-2, «Юрюзань», «Славянка», «Волна» и др.); а в качестве многоместных – спасат. и тур, суда (ЛАС-З, ЛАС-5, НДЛ, ПСН-6, ТЛП-1000 и др.). Из-за невысоких мореходных качеств одноместными Л. н. пользуются в походах 1-й (редко 2-й) КС. Наиб. часто водные походы совершаются на лодках типа ЛАС-3, ЛАС-5 и НДЛ (табл.). ЛАС-5 – самая распространенная среди туристов Л. н.; по сравнению с ЛАС-3 она более устойчива, в ней свободно размещаются 3 гребца и груз для 2 – 3-недельного похода. Однако отсутствие защитного покрытия требует дополнит, проклейки или чехла для защиты дна лодки от повреждений. ЛАС-3 считается более спортивной, она маневренна, но из всех лодок наименее устойчива, что требует большой четкости и аккуратности при маневрировании. ЛАС-3 имеет надувное дно и защитную проклейку дна. Наибольшей грузоподъемностью и надежностью обладают лодки типа НДЛ. У них наиб. толстая оболочка и больше, чем у др. лодок, отсеков. Осн. недостаток таких лодок – малая приподнятость носа над водой, из-за чего в порогах их заливает сильнее, чем лодки типа ЛАС.

Рис. 1 Надувная резиновая лодка ЛАС-5: 1 – уключины: 2 – банка; 3 – надувная банка; 4 – надувное дно; 5 – надувные борта; 6 – леер
Рис. 2. Варианты размещения экипажа и груза в надувных лодках: а – в лодке типа НДЛ; б – в лодке типа ЛАС-3; в – в лодке типа ЛАС-5: 1 – лодка; 2 – гребец: 3 – груз; 4 – вёсла.

Лит.: Страхов Ю. М., Надувные лодки в туристском путешествии, М., 1972, Путешествия на гребных судах, М, 1979


ЛОЦИЯ
(от голл. loodsen – вести корабль), руководство по судовождению, содержащее подробное описание водного бассейна (берегов, рельефа дна, ориентиров на реке, препятствий в русле и способов их прохождения) Тур. Л. (в отличие от речной Л. для судоводителей) подробно составляется только на сложные участки реки. Указываются время, необходимое для прохождения каждого участка для разл. классов судов, варианты прохода по руслу, система организации страховки, места расстановки сигнальщиков (для облегчения ориентирования на пороге), а также места возможного причаливания к берегу, наиб. удобных стоянок, экскурс. объекты.
Условные знаки для составления туристской лоции
Линия движения тур. судна зависит от характера воды. На небольших реках линию движения прокладывают через глубокие места, полностью используя скорость течения. На крутых реках следует держаться правого (по коду) берега, чтобы не мешать движению больших судов. По кр. водохранилищам и озерам линию движения прокладывают с учетом ветра, волн, прибоя, не отдаляясь от берега, чтобы при необходимости быстро пристать к нему.
уристская лоция участка реки
Основой для составления Л. служит карта в масштабе 1:100 000 или 1:200 000 или ее копия, на к-рую наносят все препятствия на реке (отмели, перекаты, пороги, шиверы, мосты, паромы и т. п.), нумеруя их по течению. Рядом с препятствием дается его краткая характеристика, оптимальный способ преодоления и, в случае необходимости, схема препятствия в масштабе 1:10 000 или 1:20 000. Иногда характеристики препятствий и схемы даются в пояснит. записке к Л. Примеры участка Л., схемы препятствия и условные знаки, употребляемые туристами при составлении Л., приведены на рисунках.

Рис 1 Условные знаки для составления туристской лоции.
Рис. 2. Туристская лоция участка реки.

Лит.. Алешин В. М., Серебреников А. В. Туристская топография, М., 1985.


Авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Туристические объекты на карте